В конденсаторном микрофоне звуковые колебания перемещают тонкую металлическую мембрану и тем самым изменяют емкость конденсатора. По техническим характеристикам они превосходят электродинамические микрофоны, обеспечивая высокое качество звукопередачи. Устройства этого типа могут использоваться для студийных (микрофоны с большими диафрагмами) и внестудийных (с малыми диафрагмами) передач. По признаку приема звуковых сигналов они являются приемниками давления, но, в зависимости от конструкции, они могут быть всенаправлен-ными и кардиоидными, так как могут комплектоваться двумя мембранами. Стереофонические микрофоны обычно бывают конденсаторными. (К этому же типу относятся электретные микрофоны, в которых мембрана и неподвижный электрод способны сохранять электрические заряды).
Enlarge
В пьезоэлектрическом микрофоне диафрагма из синтетических пленочных материалов, перемещаясь, воздействует на пьезоэлектрический элемент, вызывая его деформацию, а следовательно, и создает напряжение. Пьезоэффект — возникновение электрических зарядов при механическом воздействии на поверхности некоторых кристаллических материалов (сегнетовая соль, титанат бария). Данные микрофоны обладают невысокими качественными характеристиками, но нередко используются в качестве петличных микрофонов на телевидении из-за малых габаритов и удобного крепления на зажиме-прищепке.
В основном в радиовещании используются электродинамические и конденсаторные микрофоны с пространственной избирательностью для записи полезного сигнала. Для выделения удаленного полезного сигнала применяются остронаправленные «микрофоны-пушки», в качестве всенаправленных микрофонов нередко применяются планшетные « микрофоны-таблетки ».
Следует также сказать о типе накамерных микрофонов для видеосъемки, где характеристика направленности автоматически зависит от приближения или удаления объекта съемки объективом с переменным фокусным расстоянием (трансфокатором).
Во избежание низкочастотных электромагнитных помех в микрофонных трактах должны быть включены фильтры подавления низких частот. Информация должна произноситься без форсирования звука на началах фраз.
Особое значение для журналиста имеют знания и навыки работы с внестудийными записывающими устройствами, так как работать на выезде придется без звукооператора.