ВінРадіоФорум

Announcement

Временно прекращена регистрация новых аккаунтов пользователей.

User info

Welcome, Guest! Please login or register.



Radio Data System

Posts 1 to 3 of 3

1

RDS ( Radio Data System ) — радиовещательная система для передачи на ультракоротких волнах вместе со звуковым сигналом небольшого количества цифровой информации.

Эта система была разработана в Германии в начале 90-х годов и, фактически, является развитием первой системы информационной радиослужбы для водителей — ARI (тоже немецкой). RDS применяется в Европе, США (~50% радиостанций), ЮАР (до 70%), Австралии, Южной Корее и Китае. В Японии применяется немного друга система радиоданных, разработанна японцами специально для внутреннего применения. Дело в том, что в RDS едва ли удастся применить какой либо другой алфавит, кроме латинского.

Для передачи информации используется специальна поднесущая частота 57 кГц. Вне зоны уверенного приёма, если не горит индикатор "стерео" RDS работать не будет. Если сигнал слабый — информация может обновляться реже, частично пропадать. На частотно-модулированной поднесущей передаётся несколько потоков двоичной информации, каждый из которых соответствует определённому режиму.
Режимы RDS

Основным функциональным режимом системы RDS является PI (Program Identification). В этом режиме радиоприемник принимает информацию о том, что радиостанция использует систему RDS. Далее следует режим PS (Program Service), в котором принимается название станции в 8-ми разрядном коде. Вместо названия может идти некоторая информация, разбитая на слова или фразы по 8 символов.

Режим TA (Traffic Announcement), он же TI - Traffic Information. Использован ещё в системе ARI. Будучи активированным, он заставляет автомагнитолу, музыкальный центр или усилитель, связанный с тюнером по системе LINK, переключаться с воспроизведения кассеты или компакт-диска на приём радиостанции, передающей в этот момент информацию для водителей. Уровень громкости при этом увеличивается. По окончании специальной передачи магнитола возвращается в исходное состояние. Если несколько радиостанций объединены общей системой RDS, то приёмник также будет временно переключаться на приём станции, передающей Traffic Announcement (режим EON). Впрочем, можно заставить приемник сканировать весь диапазон в поисках TA.

Ещё одним режимом, очень полезным для водителей, является AF (Alternative Frequences). В этом режиме в радиоприёмник поступает информация обо всех частотах, на которых транслируются эти программы, кроме принимаемой. В случае ослабления сигнала приёмник автоматически попытается переключиться на одну из альтернативных частот, и останется на ней, если уровень сигнала там окажется выше. В стационарных приёмниках режим отсутсвует.

Система RDS обеспечивает также возможность приёма информации о виде транслируемой программы — режим PTY (Program Type). Стандартом предусмотрено 16 основных типов программ, которые можно оперативно менять, в зависимости от содержани передачи. Например, Ностальжи установила у себя идентификатор POP MUSIC, Серебряный Дождь — LIGHT MUSIC, а Престиж-Радио — OTHER MUSIC. Устанавливать, например, во врем передачи новостей идентификатор NEWS никто в Москве не пробовал, хотя это одна из наиболее удобных возможностей системы. Дело в том, что в дорогих моделях радиоаппаратуры есть функция, заставляющая приемник просканировать весь диапазон (незаметно для слушателя) в поисках указанного идентификатора, и, если он обнаружен, переключиться на эту частоту. Поиск идентификаторов TA, NEWS или INFO можно сделать постоянным (режим EON), тогда приёмник, обнаружив появление одного из этих идентификаторов на какой-либо RDS-станции, переключится на её частоту.

Из других возможностей RDS можно отметить передачу текущего времени Clock Time с точностью до минуты и Radio Text — бегущую строку, как правило, повторяющегося содержания. Эти режимы считаются дополнительными и автоматически не включаются.

http://www.audioshop.ru/glossary/69.html

0

2

Что такое RDS?

Кто из вас хоть раз в жизни не оказывался в автомобильной пробке в самый неподходящий момент и не сожалел, что не поехал другой дорогой? Но кто же знал, и предупредить было некому.

С конца 70-х годов идея помощи водителям в подобных ситуациях начала материализоваться. Сначала в Германии, а потом и других странах Западной Европы. Регулярная передача сообщений о дорожной обстановке сетью FM-радиостанций — это как раз то что нужно, ибо слушают радиоприемник во время поездки почти все. Но хорошо бы еще и предупредить слушателя, что именно эта радиостанция сейчас передает так необходимую ему информацию. И осуществить это желательно специальным управляющим сигналом, особенно если в данный момент он слушает не радио, а магнитофонную запись или компакт-диск.

Более пятнадцати лет назад европейский союз радиовещателей (EBU) принял рекомендацию о системе передачи данных (Radio Data System или сокращенно — RDS) радиовещательными станциями, работающими в диапазоне FM (87,5–108 МГц). Система предусматривала предоставление слушателям целого ряда новых услуг. Во-первых, возможность оперативного получения информации водителем о заторах и пробках на крупных автомобильных дорогах, возможных путях объезда, метеоусловиях и т.д. Во-вторых — передачу названия принимаемой станции и информации о характере вещания. Радиоприемник должен реагировать на сопровождающие эти сообщения управляющие сигналы автоматически, чтобы не отвлекать водителя от машины. Рекомендация предполагает дальнейшее развитие системы и поэтому содержит еще несколько вариантов использования этого канала передачи данных, которые разделяются на основные, дополнительные и вспомогательные. Экспериментальная эксплуатация этой системы в странах Западной Европы началась с 1986 года. Принцип совмещения канала передачи данных в системе RDS аналогичен используемому при передаче телетекста. Только вместо временного разделения (передача телетекста происходит вместе с синхронизирующими строчными импульсами в начале каждого кадра) в радиовещании используется частотное: для передачи данных выделена узкая полоса вокруг поднесущей 57 кГц. Поскольку эта полоса расположена выше передаваемого стереофонического сигнала, помех обычному радиовещанию не создается. Однако сказанное относится только к системе стереофонического радиовещания с пилот-тоном, а потому простой перенос системы в диапазон УКВ просто физически невозможен. В рекомендации предусмотрены пять основных режимов, которые могут использоваться как отдельно, так и совместно, дополняя друг друга. Код "идентификация программ" (PI) позволяет приемнику распознавать страну или область, в которой ведется радиовещание и самостоятельно идентифицировать программу. Этот код обычно не отображается на индикаторе, а используется совместно со следующим кодом — "альтернативные частоты" (AF). Список альтернативных частот, имеющих один и тот же код PI, запоминается в декодере RDS и, когда вы едете на машине и оказываетесь в зоне работы двух или более радиостанций, ведущих трансляцию одной и той же программы, позволяет автоматически выбрать ту частоту, на которой в данном районе обеспечивается наилучший прием. При приеме кода "служебное название программы" (PS) , который содержит текст максимум из десяти знаков (букв или цифр), на дисплее формируется название станции или заменяющая его аббревиатура. При использовании спутниковой связи эффективность RDS будет возрастать. Что это даст радиослушателю? Еще два кода: "программа дорожных сообщений" / "сообщение о дорожном движении" (TP/TA), которые, дополняя друг друга, связаны с передачей дорожной информации. Кодовое сообщение TP означает, что данная радиостанция регулярно передает сообщение о дорожном движении, а TA — обеспечивает автоматическое включение передаваемых сообщений об обстановке на трассе, даже если вы слушаете магнитофонную кассету или компакт-диск. Кроме того, коды TP/TA могут использоваться для автоматического поиска станций, передающих сообщения о дорожном движении. Расширение возможностей системы RDS осуществляется также за счет использования семи дополнительных кодов. Однако не все из них получили к настоящему времени такое же распространение как основные. Код "идентификация типа программы" (PTY) дает возможность выбрать радиостанцию по типу передаваемой программы. Для обозначения различных типов программ предусмотрено 32 кода, часть из которых определена: классическая музыка, джаз, поп, рок, новости, спорт, театр и т.д., а последние зарезервированы для передачи сигналов бедствия... Укажите один из кодов, и приемник сам найдет нужную радиостанцию! В сложных моделях код можно выбирать, а в простых — какой-нибудь один. Чаще всего — это новости, и соответствующая кнопка так и называется: RDS/NEWS. Предоставление подобной услуги в ряде стран началось с 1995 года. Широко используется в последних моделях автомагнитол и код "Расширение на другие сети" (EON). В этом случае ваш приемник может быть даже не настроен на частоту радиостанции, передающей сообщения с кодом, но он автоматически мгновенно переключится на другую сеть радиостанций (одну из 8), передающую сообщения о дорожном движении. Кодовый сигнал "точное время" (CT) позволяет отображать дату и время с автоматической коррекцией в зависимости от местоположения: по часовому поясу или летнему/зимнему времени. Это единственная из дополнительных функций, которая начала предоставляться одновременно с основными. В режиме передачи кода «RT» возможен прием текста длиной до 64 знаков или символов с выводом бегущей строкой или озвучивания с помощью синтезатора речи. Содержание текста может оперативно меняться оператором или диктором радиостанции во время передачи. Код "номер элемента программы" (PIN) передается в начале передачи с RDS, и затем в установленные моменты, запрограммированные в сетке вещания. Два следующих дополнительных кода позволяют производить корректировку частотной характеристики радиоприемника. Код "музыка"/"речь" (MS) содержит команду, обеспечивающую необходимое автоматическое переключение тембра при смене характера передачи, а посылка в составе сигнала начала или конца передачи кода "идентификация декодера" (DI) выбирает режим работы стереофонического декодера из нескольких возможных режимов, наилучшим образом отвечающего полному использованию сигналов передаваемой программы. Изготовители автомобильной аппаратуры реализуют в своих моделях не все возможности системы по очень простой причине: радиовещатели используют далеко не все коды. Наиболее распространенные — это все основные TP/TA, AF совместно с PI и PS, несколько дополнительных: PTY, CT, RT, и, конечно, EON. Но ничто не стоит на месте, и изготовители предлагают варианты усовершенствования. Например, в моделях автомагнитол фирмы Blaupunkt для расширения возможностей режима EON имеется цифровое запоминающее устройство для записи речи, которое продолжает работать еще в течение трех часов после выключения магнитолы. Включив магнитолу после отсутствия и нажав на традиционную для фирмы голубую кнопку с надписью TIM, вы сможете прослушать последнее сообщение о дорожной обстановке — из передававшихся в эти три часа. Более того, у вас есть возможность запрограммировать магнитолу на любые три часа работы в этом режиме в течение суток. Вы садитесь утром за руль, чтобы ехать на работу, а у вас уже есть последние сообщения об обстановке на дороге, так как TIM сам находит последнюю информацию! Широко внедряется возможность приема сигналов RDS и в стационарную аппаратуру. Сегодня все ресиверы, мини- и микросистемы, предназначенные для европейского рынка, оборудованы тюнерами с возможностью приема кодов RDS. Они, как правило, имеют стандартный обязательный набор из девяти функций, приведенный выше для автомагнитол. Функции приема сигнала по системе RDS имеет не только современная автомобильная и стационарная аппаратура, но даже и переносные радиоприемники и магнитолы. Правда, в переносном варианте реализуется прием не всех кодов, а только самых необходимых: PS и PI/AF.

Приходится только с сожалением констатировать, что за прошедшее десятилетие развития FM-радиовещания в нашей стране RDS так и не стало реальностью. И все заложенные в аппаратуре возможности по приему пропадают внутри…

http://www.stereo.ru/
http://www.radioscanner.ru/info/article92/

0

3

Особенности применения системы RDS в радиовещании.

1. Что такое RDS ?

С ростом числа радиостанций в УКВ диапазоне становится все труднее настроить приемник на нужную программу. Преодолеть такие трудности помогает система RDS (Radio Data System), которая существует на рынке с 1987г. и продолжает развиваться в настоящее время. Имеется ввиду передача параллельно с основным радиосигналом кодированной служебной информации в цифровом виде на частоте третьей гармоники пилот-тона. RDS уже может быть встроена в приемники всех ценовых категорий и вскоре, наверное, станет частью любого стандартного радиоприемника.
Начало развитию RDS было положено около 20 лет назад в EBU (European Broadcasting Union). Разработчики поставили целью сделать радиоприемники максимально простыми в эксплуатации. Особенно это касается автомобильных приемников, использующихся в условиях существования сетей передатчиков с различными (альтернативными) частотами (AF). Слушатель может видеть на восьмиразрядном буквенно-цифровом дисплее название программы или станции и частоту передатчика (информация о частоте не передается в сигнале RDS, а считывается с синтезатора приемника). Приемник способен выбрать среди списка альтернативных частоту передатчика, который обеспечивает наилучшее качество приема, и переключиться на нее, при этом слушатель может этого даже не заметить.Все это стало возможным при массовом использовании синтезаторов частот в блоке настройки приемника (технологии PLL), позволяющей перенастроить приемник на любую станцию в течение нескольких миллисекунд. Можно быть уверенным, что при переключении будет выбрана та же программа благодаря передаче вместе с ней идентификационного кода (PI). Слушатель всегда может во-время получить сводку дорожной обстановки. Информация для водителей выделяется соответствующими установками TP/TA в потоке RDS (см. следующую главу) и передается также параллельно системой ARI. (Систему ARI планируется вывести из эксплуатации в европейском масштабе до 2005г.) Последнее слово в развитии RDS - кодированный канал TMC (Traffic Message Channel), который запланировано ввести повсеместно в Европе в числе проектов, финансируемых Европейским союзом. Однако, существующие RDS приемники еще не совместимы с системой RDS-TMC.
Если приемник настроен на станцию, вещающую в сети, благодаря функции EON могут быть получены данные о других программах данного оператора. Это позволяет радиоприемнику автоматически включаться из ждущего режима на прием программы выбранного слушателем жанра в соответствии с ее кодом PTY. Данная информация передается постоянно вне зависимости от содержания текущей программы.
Многие стационарные Hi-Fi приемники кроме обычных функций RDS (PI, PS, TP, TA, AF) поддерживают и более новые, например, радиотекст (RT) и индикацию времени/даты (CT).
RDS имеет будущее и не будет замещено DAB (Digital Audio Broadcasting), пока существует аналоговое УКВЧМ радиовещание. А оно наверняка просуществует еще лет 20, несмотря на наступление цифровых технологий.

2. Основные определения

AF - Alternative Frequencies

Список альтернативных частот станций, передающих одну и ту же программу в пределах одного или нескольких смежных районов. Позволяет приемникам, способным запомнить этот список, сократить время автоматической перестройки на другую частоту. Эта функция полезна для автомобильных и портативных приемников.

CT - Clock Time (and data)

Коды даты и текущего времени по UTC (Coordinated Universal Time). Слушатель не получает эту информацию прямо. Поправка на местное время и дату вносится в самом приемнике. CT используется как временной штамп различными RDS приложениями, поэтому должно быть установлено точно.

DI - Decoder Identification

Индикатор режима передачи звукового сигнала (моно/стерео, с компрессией/без компрессии), а также кода PTY (статический/динамический).

ECC - Extended Country Code

RDS использует свои собственные коды стран. Первые четыре разряда кода PI содержат код страны. Это позволяет выделить только пятнадцать различных кодов, от 1 до F в шестнадцатиричной системе. Поэтому для однозначного определения страны введен дополнительный восьмиразрядный ECC.

EON - Enhanced Other Networks information

Эта функция может использоваться для обновления в памяти приемника информации о других программах, отличных от принимаемой в данный момент. Информация AF, PS, TP,TA, PTY, PIN всех программ может передаваться для совместного использования. Связь с конкретной программой устанавливается по коду PI. Т.о. информация о многих программах может восприниматься приемником как единое целое.

EWS - Emergency Warning System

Функция передачи кодированных аварийных сообщений. Эти сообщения передаются в случае необходимости и могут восприниматься только специальными приемниками.

IH - In House

Функция передачи данных, предназначенных только для самого оператора станции (идентификационные коды передатчиков, сигналы дистанционного управления (для сетей) и оповещения персонала). Принцип кодирования определяет оператор.

M/S - Music/Speech switch

Сигнал, информирующий о том, что передается в данный момент - музыка или речь. Приемник может иметь раздельные регуляторы громкости для музыкального и речевого сигналов, что позволяет слушателю сбалансировать их уровень по своему желанию.

PI - Programme Identification

Это код, содержащий информацию о странах, районах, в которых передается одна и та же программа и идентификационный номер самой программы. Код не предназначен для непосредственной индикации и присваивается каждой радиопрограмме, чтобы отличить ее от всех остальных. Это позволяет приемнику в случае слабого сигнала радиостанции, передающей данную программу, произвести самостоятельный поиск среди альтернативных частот программы с тем же кодом PI и лучшими условиями приема.

PIN - Programme Item Number

Код, позволяющий приемникам и магнитофонам (в которых данная функция предусмотрена) распознать конкретную программу (радиопередачу), заранее выбранную пользователем по расписанию. Формат ввода - время выхода программы в эфир и (для определенности) число месяца.

PS - Programme Service name

Это название программы (максимум восемь символов), которое индицируется на дисплее приемника для информирования слушателя. Эта функция не может использоваться для автоматической настройки приемника и не должна использоваться для динамической индикации.

PTY - Programme TYpe

Это идентификационный номер, передаваемый с каждой отдельной программой (радиопередачей), предназначенный для указания типа (жанра) текущей программы (News, Sport, Educate и т. д.). Выбирается из списка (всего предусмотрено 31 наименование). Данный код может использоваться при автоматической настройке приемника. Кроме того, возможна предустановка приемника (если это предусмотрено его конструкцией) на прием только передач выбранного жанра. Последний, 31-й пункт, зарезервирован для аварийного сигнала, который включит приемник, находящийся в ждущем режиме.

PTYN - Programme TYpe Name

Функция используется для более подробного описания текущего PTY, которое может свободно выбрать сам оператор (например, PTY=4 - Sport и PTYN - Football). PTYN не предназначен для замещения принятых восьмизначных PTY, используемых в режиме поиска. Он только более детально показывает тип выбранной программы, не может использоваться для автоматического поиска и не должен использоваться для передачи динамической информации. Если оператора устраивает стандартный PTY, нет необходимости использовать PTYN.

RP - Radio Paging

Возможность оказания услуг пейджинга с использованием существующей сети УКВ/ДМВ вещания. Т. о. нет необходимости построения сети специальных передатчиков. Подписчики этого вида сервиса имеют специальный карманный приемник с записанным адресным кодом.

RT - Radio Text

Передача текстовых сообщений в построчном режиме, кодированных в соответствии с приложением E стандарта EBU. Предназначена в первую очередь для владельцев стационарных приемников, оборудованных соответствующей функцией.

TA - Traffic Announcement

Управляющий сигнал (вкл./выкл.), показывающий наличие в данный момент в эфире программы с информацией о дорожной обстановке. Сигнал используется приемниками для:
- автоматического переключения из любого режима на прием радиостанции, передающей такую информацию.
- то же с использованием возможностей, предусмотренных EON.

TDC - Transparent Data Channels

32 информационных канала, которые могут быть использованы для передачи различного рода данных.

TMC - Traffic Message Channel

Функция передачи кодированной информации о дорожной обстановке. Способ кодирования отдельно определен стандартами CEN.

TP - Traffic Programme Identification

Индикатор того, что станция, на которую настроен приемник, регулярно передает сводки дорожной обстановки. Флажок TP может быть установлен только на станции, включающей сигнал TA при передаче дорожных сводок. TP учитывается приемником при настройке в режиме автоматического поиска.

По материалам: http://arracis.com.ua/arracis/radio/rds.html

0