ВінРадіоФорум

Announcement

Временно прекращена регистрация новых аккаунтов пользователей.

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » ВінРадіоФорум » Наука и техника » ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КВАНТОВОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКОЙ


ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КВАНТОВОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКОЙ

Posts 1 to 12 of 12

1

Миргородский Александр Илларионович

СООТНОШЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Понятия бывают определяемые и неопределяемые. Например, понятие параллелограмм - определяемое понятие: параллелограмм есть четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. Понятие четырёхугольник определяет понятие параллелограмм. Оно является общим понятием, а понятие параллелограмм является частным его понятием.

Чтобы определить понятие, его следует подвести под более общее понятие. Понятие прямая линия - неопределяемое понятие. Другого, более общего, понятия, под которое можно логически подвести понятие прямая линия, в геометрии не существует.

Понятие пространства - неопределяемое понятием. И понятие времени - неопределяемое понятием. Общего понятия, под которое их можно было бы логически подвести, не существует.

Выдающиеся мыслители разных исторических эпох не могли определить понятие пространства и понятие времени из-за невысокого уровня развития диалектической логики того времени.

По Демокриту, например, пространство и время - пустые вместилища материи, которые от неё не зависят.

Г.Лейбниц в полемике с С.Кларком утверждал: "Я вовсе не говорю, что материя и пространство одно и то же, а лишь утверждаю, что без материи нет и пространства, и что пространство само по себе не представляет собой абсолютной реальности".

По Галилею, пространство и время одни и те же во всех физических инерциальных системах. Время не зависит от пространства и везде течёт равномерно и одинаково.

И. Ньютон в своих "Математических началах натуральной философии" утверждал:

Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.

Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему бы то ни было внешнему остаётся всегда одинаковым и неподвижным.

По Ньютону, время всегда неодинаково течёт и неотделимо от состояния движения тела. Пространство везде одинаково, неподвижно и неотделимо от состояния покоя тела. Длина (пространство) и временной промежуток (время) являются абсолютными величинами. Их отношение друг к другу (скорость) - величина относительная, может иметь любые значения. Он полагал, что пространство и время невозможно познать путём опыта.

Гегель считал пространство и время моментами движения. Пространство и время первичны, а материя - вторична. Материя определяется пространством и временем. Она зависит от них, а пространство и время ни от чего не зависят, ничем не определяются, сами из себя образуют материю и сами себя ею наполняют.

В теории относительности Эйнштейна установлена органическая связь между пространством и временем. Они объединены в единый пространственно-временной интервал - "пространство-время", который находится внутри инерциальной системы отсчёта, между двумя её событиями.

При переходе от одной инерциальной системы отсчёта к другой, которая движется относительно первой, пространственно-временной интервал остаётся неизменным, а пространственные величины (расстояния и углы) и временные величины (промежутки времени и частоты) изменяются.

Принцип относительности Эйнштейн обобщает принцип относительности Галилея на все физические процессы и распространяет на гравитацию максвеллово понятие поля. Теория относительности устанавливает новые толкования пространства, времени и массы.

Во всех известных характеристиках физические понятия пространства и временем до настоящего времени не определяются, не подводятся логически под другое понятие.

Философские категории пространства и времени определяются следующим образом: пространство и время - основные формы существования материи, которые неотделимы друг от друга и от материи. Понятие формы существования материи характеризует понятие пространства и времени, но их не определяет. Формами материи является всё объекты Вселенной, от элементарных частиц до галактик и шаровых скоплений. Всё, что существует в пространстве и времени в состоянии покоя или в состоянии движения, существует в вечном кругообращении.

В предыдущей моей статье "Корпускулярно-волновые свойства простого маятника" было показано, что физическое тело находится в состоянии покоя, существуя в определённом пространстве неопределённое время, и находится в состоянии движения, существуя определённое время в неопределённом пространстве. Отношение друг к другу состояния покоя тела к его состоянию движения определяется и выражается отношением друг к другу его собственного пространства к его собственному времени.

Пространственно-временной интервал не находится между двумя событиями физической системы. Он является формой существования самого события. В нём присутствует абсолютная скорость, но не скорость света, а "внутренняя" скорость течения энергетических превращений внутри самого события.

Инерциальная система отсчёта является не реальной, а идеальной физической системой. Её аналогом можно считать идеальный газ, идеальную жидкость, абсолютно твёрдое тело, абсолютно чёрное тело.

Способ исследования известных нам форм движения материи, имеющих различные уровни сложности, располагает их в инволюционной последовательности. Первым членом последовательности, который служит началом научного анализа, является самая сложная форма движения. Она может быть исследована и понята сама по себе и является ключом к пониманию менее сложной формы движения, являющейся её матерью. Она может быть понята только после того, когда сложная форма движения уже понята. Логический переход от исследования сложной формы движения к исследованию менее сложной форме имеет вид алгоритма.

Анализ сложной формы движения имеет своим результатом множество её существенных свойств, признаков, определений и отношений, которые уже известны и выражены в форме понятий и определений.

Полученное множество мысленно делится на два подмножества. В первое из них входят те свойства, которые образовались и развились вместе с данной сложной формой движения. Второе подмножество заключает в себе те свойства, которые существовали до появления сложной формы движения, принадлежали предшествующей форме движения и от неё перешли в полной сохранности к сложной форме движения.

Первое подмножество свойств мысленно опускается, приравнивается нулю, остаётся на обочине пути анализа. Вместе с ними в представлении исследователя исчезает сложная форма движения.

Второе подмножество свойств сохраняется в представлении исследователя и представляет собой форму движения, которая силой абстракции мышления логически и теоретически получена из сложной формы движения. Среди известных форм движения она является самой сложной.

Сложную форму движения представляет множество присущих ей существенных свойств, признаков, определений и отношений.

Множество её признаков и свойств, определений и отношений анализируется и делится на два подмножества. В первое из них входят те, которые образовались и развились вместе с ней. Во второе подмножество входят те, которые существовали и принадлежали менее сложной форме движения и перешли к ней по наследству.

Первое подмножество приравнивается нулю и остаётся на обочине пути анализа. Вместе с ними исчезает из поля мысленного взора сложная форма движения.

Второе подмножество свойств, принадлежащих менее сложной форме движения, сохраняется в представлении исследователя. Она становится среди известных форм движения самой сложной формой. И так далее.

В последовательности форм движения последней анализируется простая форма движения, которая обладает наименьшим множеством существенных свойств, признаков, определений и отношений. Её отличительной особенностью являет то, что ёё существенные признаки являются всеобщими. Они принадлежать всем остальным, более сложным, формам движения материи. Простая форма движения, выведенная силой абстракции из всех остальных известных форм движения, противостоит им в качестве всеобщего эквивалента во всеобщей эквивалентной форме. Она оказалась не простым перемещением, как принято считать, в философии естествознания, а простой механической колебательной системой.

В "Диалектике природы" Ф. Энгельс утверждал: "Всякое движение связано с каким-нибудь перемещением - перемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира. Чем выше форма движения, тем незначительнее становится это перемещение. Оно никоим образом не исчерпывается природы соответствующего движения, но оно неотделимо от него. Поэтому его необходимо исследовать раньше всего остального".

Утверждение Ф. Энгельса о том, что самую простую форму движения "необходимо исследовать раньше всего остального" является ошибочным. Наоборот, по Марксу, её необходимо исследовать позже всего остального: "развитое тело легче изучить, чем клеточку этого тела", "анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны".

К. Маркс не исправил ошибочного утверждения Ф. Энгельса, которого он не мог не заметить и тем самым лишил основания миф советского времени об его великой дружбе с Ф. Энгельсом. В области философии истории Маркс был учеником Гегеля, проанализировав все известные формы человеческой жизни вплоть до пастушеской первобытной общины. В процессе инволюции за формами человеческой жизни следуют формы жизни животных, растений, геологические формы движения, химические, физические и, наконец, механические формы движения.

Я начал анализ форм движения материи в молодости, а закончил в старости. Простая механическая форма движения завершает инволюционный путь анализа и служит началом обратного эволюционного пути синтеза, который пролегает от простой формы движения, изучаемой механикой, до сложной формы движения, изучаемой политической экономией.

Любая форма движения материи существует в собственном пространстве и в течение собственного времени. Соотношение физического пространства и физического времени простой механической формы движения имеет первостепенное значение для теоретической механики.

Эксперименты показывают, что одни измерительные приборы фиксируют корпускулярные свойства колебательных механических систем, находящихся в состоянии движения и существующих определённое время в неопределённом пространстве. Другие измерительные приборы фиксируют волновые свойства колебательных систем, находящихся в состоянии покоя и существующих в определённом пространстве неопределённое время. Оказывается, что проявление корпускулярных и волновых свойств колебательной системы определяется тем, в каком состоянии и в каком пространстве и времени она существует. Определение пространства и времени физической системы является неотложной задачей, с давних пор ожидающей своего решения.

По Ньютону, время течёт, а пространство неподвижно. Колебательная система существует во времени в состоянии движения и существует в пространстве в состоянии покоя. Это заключение имеет экспериментальное подтверждение, но не имеет теоретического обоснования.

Определение категорий времени и пространства является предметом диалектической логики, которая переживает детский возраст. Натуралисту нерезонно ожидать, когда диалектическая логика выйдет из детского возраста и достигнет полной зрелости. Он вынужден на свой риск и страх самому разбираться, как определяются понятия пространства и времени вообще и как определяются физическое пространство и физическое время в частности. Ему нелегко оставить свою область научных интересов и решиться войти в более широкую область диалектической логики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ПОНЯТИЯ ВРЕМЕНИ

С точки зрения диалектической логики, понятие пространства и понятие времени являются сторонами одного отношения, которые представляют собой единство противоположностей. Пространство и время обладают двойственным характером, являются и едиными, и прямо противоположными формами существования движущейся материи. Они соотносятся, друг друга обуславливают, неразделимы, взаимно друг друга предполагают и исключают. В непосредственном отношении друг к другу они друг друга определяют как непосредственно, так и опосредствованно.

Неподвижное трёхмерное пространство является собственной формой существования своего трёхмерного содержания, существующего в состоянии покоя и проявляющего свои корпускулярные свойства. Текущее одномерное время является собственной формой существования своего одномерного содержания, существующего в состоянии движения и проявляющего свои волновые свойства. Форма и содержание пространства едины и противоположны, форма и содержание времени едины и противоположны.

Эксперименты свидетельствуют о том, что пространственная форма и её содержание. Временная форма и её содержание в непосредственном отношении друг к другу неразличимы. Неразличимое их отношение заключает в себе противоречие, которое требует своего разрешения.

Противоречие разрешается, если одностороннее, непосредственное их отношение друг к другу. становится двухсторонним, опосредствованным отношением. Одно из понятий становится определяемым понятием, а другое - определяющим понятием.

Содержание понятия пространства может определяться и выражаться понятием времени: пространство есть время.

В определении понятия пространства временем трёхмерное пространство уподобляется одномерному времени. Понятие пространства, рассматриваемое само по себе, является формой своего содержания, которое в ней неуловимо и от неё неотличимо. Неразличимое их отношение заключает в себе противоречие, которое требует своего разрешения. В определении пространства временем противоречие разрешается: содержание пространства выражается в форме времени. Оно не только отличается от своей формы, но находится не в своей форме. Образовалось новое отношение определённого трёхмерного содержания пространства к несвоей одномерной форме.

В образовавшемся отношении понятие пространства ставит понятие времени в подчинённое отношение, пересаживает в понятие времени своё неопределённое содержание, которое в нём становится определённым содержанием. Понятие пространства играет активную роль, так как приобретает для своего неопределённого содержания новую форму, в которой оно преобразуется в определённое содержание.

Понятие времени, определяя и выражая содержание пространства, своего содержания ни в какой форме не определяет и не выражает. Его единственным содержанием является определённое содержание понятия пространства. Оно играет пассивную роль. В определении понятие пространства относится к понятию времени как к подобному себе понятию, поскольку по содержанию они неразличимы, их содержание является общим, а различие по форме является формальным и несущественным.

Однако определённое содержание трёхмерного пространства прямо противоположно одномерной временной форме своего выражения. В одномерной форме времени оно искажено до неузнаваемости. В ней три меры пространства слиты в одну замкнутую линейную меру, не фиксируемую никаким измерительным прибором. Движение содержания в одном направлении без возвращения к своему началу оказалось выраженным в форме кругообращения. Наблюдаемые корпускулярные свойства содержания пространства оказались выраженными в волновой ненаблюдаемой форме. Состояние покоя выражено в форме состояния вращательного движения, существующее неопределённое время, от мгновенья до сотен, тысяч и миллионов лет.

Короче говоря, неопределённое содержание пространства порвало своё отношение со своей формой, стало определённым содержанием, разрешило существовавшее в их отношении друг к другу противоречие. Но установленное новое отношение к чужой форме времени, заключает в себе новое противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия нового отношения возможно только при замене формы времени другой формой, которая не противоречит определённому содержанию пространства. Такой формой является для него форма трёхмерного пространства. Определённое содержание понятия пространства переселяется из формы времени в свою собственную форму: пространство - время - пространство.

Противоречие отношения определённого содержания пространства к несвоей форме времени разрешилось выражением определённого содержания пространства в своей собственной форме.

Первоначальное непосредственное отношение содержания понятия пространства сначала преобразовалось в опосредствованное отношение, а затем стало тем и другим отношением вместе и одновремённо, стало единством противоположностей.

Если первоначально в определении содержания трёхмерного пространства одномерным временем три мери сливались в одну, то в определении и выражении этого же содержания трёхмерным пространством мера времени как бы утроилась, уподобилась сразу трём пространственным мерам. Определённое содержание пространства при выходе из чужой формы времени оказалось как бы на развилке трёх путей трёхмерного пространства. Один путь пространства представлял меру времени как прошедшее время, другой путь - как настоящее время, а третий путь - как будущее время. У определённого содержания пространства появилась возможность путешествия в пространственных формах времени. Одна пространственная мера представляла меру времени как прошедшее время, другая - как настоящее время, а третья - как будущее время.

В трёхчленном определении пространства дважды переселялось его содержание.

Первое переселение содержания пространства из своей формы в чужую форму времени является движением в одном направлении без возвращения к своему началу. Второе переселение из чужой формы времени в свою пространственную форму является движением в одном направлении без возвращения к своему началу. Два переселения вместе представляют собой движение с возвратом к своему началу, кругообращение.

Время, посредником в определении содержания пространства, искривляет пространство на столько, что его конец смыкается с его началом. Но пространство не просто искривляется и замыкается, а его недостижимая прямолинейная бесконечность обращается в достижимую бесконечность, имеющую форму кругообращения.

Время, выступающее в определении пространства посредником, своего содержания не определяет и ни в какой форме его не выражает. Посредник без своего определённого содержания является пустой формой, отношение которой к своему содержанию заключает в себе противоречие, которое требует своего разрешения. Его содержание понятия времени должно стать определённым содержанием, выраженным в своей собственной форме.

Содержание времени может определяться и выражаться пространством: время есть пространство.

В данном определении понятие времени играет активную роль. Оно ставит понятие пространства в подчинённое отношение и пересаживает своё неопределённое содержание в его трёхмерную форму. Понятие времени относится к понятию пространства как к подобному себе, поскольку их содержание одно и то же и имеет лишь несущественное формальное различие.

Тем не менее, содержание одномерного времени противоречит трёхмерной пространственной форме своего определения и выражения. Одномерное содержание времени, выраженное в трёхмерной форме пространства, искажается до неузнаваемости.

В ней мера времени троится. Она принимает на себя одновременно три различные пространственные формы. Содержание меры времени уподобляется моднице Марфуше, которая смотрится в трёхстворчатое зеркало и видит себя в трёх лицах: скромной девочкой, спесивой девушкой и благодетельной матерью. В трёхмерной пространственной форме время представляется трёхмерным: прошедшим, настоящим и будущим. В действительности же время остаётся одним и тем же в трёх различных пространственных формах.

Движение содержания времени в форме кругообращения оказалось выраженным в форме трёх прямолинейных движений в трёх направлениях в недостижимую бесконечность, которую Гегель назвал "дурной" бесконечностью. Ненаблюдаемые волновые свойства содержания понятия времени выражены в наблюдаемой корпускулярной форме. Движение кругообращения содержания времени выражено в форме состояния покоя неподвижного неопределённого пространства, которое не имеет ни определённой длины, ни определённого направления.

Неопределённое содержание понятия времени сначала разорвало свою связь со своей формой, переселилось в чужую форму, преобразовалось в ней в определённое содержание, образовало новое отношение к чужой форме своего выражения. Новое отношение заключает в себе новое противоречие, разрешение которого требует переселения определённого содержания времени из чужой формы пространства в свою собственную форму времени. Формально понятие пространства определяется понятием времени, а в реальности определённое содержание понятия времени переселяется из чужой формы в свою форму: время - пространство - время.

Трёхчленное определение времени аналогично трёхчленному определению пространства.

Оно даёт возможность наглядно себе представить движение содержания понятия времени. Первое переселение неопределённого содержания времени в форму пространства, его преобразование в определённое содержание времени представляет собой движение в одном направлении без возвращения к началу движения. Второе его переселение из формы пространства в форму времени тоже представляет собой движение в одном направлении без возвращения к началу движения. Оба переселения содержания понятия времени вместе представляют собой диалектическое движение, обладающее двумя сторонами - движением кругообращения и движение в одном направлении без возвращения к началу движения. Примером диалектического движения может быть движение в простом маятнике постоянного количества движения постоянной силы и переменного количества движения переменной силы.

Содержание времени определяется и выражается непосредственно в форме пространства и опосредствованно в своей временной форме. Данное определение и выражение содержания времени имеет диалектический характер. Оно является единством противоположностей: корпускулярных и волновых свойств, состояния покоя и состояния движения, определённого и неопределённого, пространства и времени и т. д.

Содержание понятия пространства не определяется и не выражается ни в своей форме, ни форме времени. Но оно с необходимостью должно быть определённым содержанием.

Сопоставляя и сравнивая трёхчленное определение содержания пространства временем с трёхчленным определением содержания времени пространством, можно установить следующее заключение. Определение содержания пространства оставляет неопределённым содержание времени, а определение содержания времени оставляет неопределённым содержание пространства.

Следовательно, любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых её пространство и её время одновременно принимают вполне определённые, точные значения. Отношение друг к другу пространства и времени физической системы представляет собой всеобщее соотношение неопределённостей.

Принцип неопределённости В. Гейзенберга, который утверждает, что любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых координаты её центра инерции и импульс одновременно принимают вполне определённые, точные значения, является частным случаем общего соотношения неопределённостей пространства и времени. Координаты центра инерции и импульс физической системы представляют собой отношение пространства и времени, поскольку в размерности импульса присутствует размерность времени.

Ландау первым обратил внимание на то, что принцип неопределённости свидетельствует об открытии человеком в природе новой закономерности, которую человеку не под силу даже представить. Но в процессе познания природы человек может оторваться от своего воображения, открыть и осознать даже то, что ему не под силу представить. Правильность утверждения Ландау была подтверждена целым рядом экспериментов.

Принцип неопределённости Гейзенберга невозможно понять и осмыслить вне его связи с отношением друг к другу содержания пространства и содержание времени реальной физической системы. Соотношение пространства и времени физической системы как всеобщего соотношения неопределённостей является логической и теоретической основой принципа неопределённости В. Гейзенберга.

Из взаимного отношения и соотношения пространства и времени физической системы вытекает целый ряд следствий.

В определении "пространство есть время" трёхмерное пространство представляется одномерным и зависимым от времени, в роли аргумента: s = v0 t

В определении "время есть пространство" одномерное время представляется трёхмерным и зависимым от пространства, являющимся в роли аргумента:

t = 1  ( x, y, z ),  или  t = 1 ( x ),  или  t = 1 ( y ),  или  t = 1 ( z )

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

v0 v0 v0 v0

В формуле величина обратная постоянной абсолютной скорости представляет собой коэффициент прямой пропорциональной зависимости величины времени от величины пространства.

Коэффициентом пропорциональности является величина обратная постоянной абсолютной скорости. Раскрывается тайна основных уравнений классической электродинамики - уравнений Максвелла, которые содержат коэффициент

1   (где с скорость света) неизвестного до настоящего времени происхождения.

--------------------------------------------------------------------------------

c

Принимая во внимание общее соотношение неопределённостей пространства и времени физической системы, можно заключить, что основные уравнения Максвелла описывают физические системы, которые существуют в неопределённом пространстве определённое время в состоянии движения и обладают волновыми свойствами. Нет никакого логического противоречия в том, что в одном случае физическую систему надо принимать волновой, существующей в состоянии движения определённое время в неопределённом пространстве, а в другом случае эту же физическую систему надо принимать корпускулярной, существующей в состоянии покоя в определённом пространстве неопределённое время.

Колебания маятника, формула периода его колебаний, формулы смещения, скорости и ускорения известны школьнику старших классов. Ускорением свободного падения колебания маятника и период его колебаний привязаны к Земле. Ускорение свободного падения физических тел на Земле является константой, выражающей собой связь между пространством и временем нашей планеты. Если ускорение свободного падения умножить на единицу времени, то получим постоянную скорость, которая также является константой, не менее важной, чем ускорение свободного падения.

Что такое ускорение свободного падения физического тела - известно, а что такое постоянная скорость, равная числовому значению ускорения свободного падения - мало известна. Если постоянную скорость умножить на единицу времени, то получим длину пространства, числовое значение которой равно числовому значению ускорения свободного падения. Что такое эта постоянная длина - ещё меньше известна. Я её принял за длину волны "пробного" математического маятника, удобного для проведения мысленного эксперимента.

Пробный маятник существует во времени, период Т колебаний которого равен единице времени. Единица времени, выраженная трёх х пространственных формах, трёхмерна. Каждой пространственной форме единицы времени соответствует определённый уровень развития формы и содержания количества движения маятника.

Механические колебания пробного маятника, повторяющиеся через определённый промежуток времени, имеют сложную структуру, которая включает в себя три различных уровня развития содержания и формы полного колебания маятника за один период времени. Их можно назвать тремя стадиями кванта действия (цикла действия) пробного маятника.

Первая стадия кванта действия маятника - стадия определённого прошедшего времени. На данной стадии количество движения маятника принимает в порядке их эволюционного развития три формы.

Вторая стадия - стадия неопределённого настоящего времени. Количество движения маятника не принимает ни одной новой формы. Образовавшаяся в конце первой стадии форма, совершенствуется и достигает предела своего развития.

Третья стадия - стадия определённого будущего времени. Совершенная форма количество движения, которой завершается вторая стадия, разлагается и распадается на три формы.

Седьмая форма завершает один квант действия и является началом следующего кванта действия. Структура кванта действия пробного маятника определяется отношением и соотношением его пространства и времени. Он имеет своё время, через которое квант действия повторяется.

Квант действия является системой управления событиями любого уровня и форм движения любой степени сложности. Если его теперь его структуру изложить в теоретически последовательной форме, то его строение, выраженное в общей форме, может показаться необоснованной абстрактной конструкцией. Позже его описание будет изложено в посвящённой ему статье. В настоящее время можно ограничиться его самой общей характеристикой.

Время кванта действия квантовано. Его "внутренняя" скорость постоянна и абсолютна. Длина его пространства, согласно соотношению неопределённостей пространства и времени, - такая, какая получается. Время - мера относительно постоянных повторяющихся действий человека и самой природы. Время кванта действия упорядочивает ход процесса. Событие происходит в течение периода времени кванта действия, после которого действие повторяется относительно точно на прежний лад. Период кванта действия механической колебательной системы включает три стадии и семь форм. Шесть форм из семи детерминированы, а вторая форма представляет собой квант действия таким, каким он получается. Он и детерминирован и недетерминирован - единство противоположностей.

Кстати сказать, кругооборот производительного капитала заключает в себя три стадии, но не семь форм количества движения, как механическая форма движения, а девять форм капитальной стоимости. Девять её форм свидетельствуют о высоком уровне развития формы человеческой жизни при промышленном капитализме.

В книге Грабового Григория Петровича "Методы концентрации" даны упражнения на каждый день месяца для развития сознания, для развития событий жизни в благоприятном направлении, для обретения полноценного здоровья и для установления гармонии с пульсом Вселенной. Развитие сознания, развитие событий жизни, развитие Вселенной в определённости её всех форм движения, являются квантованными, цикличными кругообращениями, заключают в себе всеобщую форму универсального кванта действия.

По методам концентрации Г. П. Грабового, упражнения следует выполнять на последовательности семи цветов, на последовательности чисел из семи цифр и на последовательности чисел из девяти цифр. Другими словами, упражнения должны в себе заключать квант действия - три его стадии и семь, или девять, форм. Правильность методов концентрации Грабового Г. П. у меня не вызывает сомнения.

Отношение друг к другу пространства и времени, являющееся всеобщим соотношением неопределённостей, может служить основой для объяснения целого ряда явлений, которые кажутся загадочными и необъяснимыми.

Взятые мною примеры имеются в книге Вадима Черноброва "Тайны и парадоксы времени".

"...Во время работы в аномальной зоне на северо-востоке Московской области девушка, член экспедиции, исчезла на глазах у всех и появилась на том же месте почти через сутки. Она долго не могла поверить, что её друзья не шутят, говоря о случившемся. По её внутренним биологическим "часам" прошло всего мгновение..."./Вадим Чернобров. "Тайны и парадоксы времени", М. Армада-пресс, 2002, с.18/.

Комментарий. Если на глазах у друзей в определённый момент времени исчезла девушка, то её состояние и форма существования изменились, преобразовались в свою противоположность. До исчезновения она существовала в состоянии покоя неопределённое время в определённом пространстве и проявляла наблюдаемые вещественные признаки и корпускулярные свойства.

В момент исчезновения она находилась в состоянии движения в неопределённом линейном пространстве и проявляла ненаблюдаемые волновые свойства. Почти сутки она находилась в образе своего волнового двойника. Её друзья решили, что она исчезла на их глазах.

Её переход из состояния покоя в состояние движения мог произойти во вращающемся электромагнитном вихре поля, в котором она оказалась в линейном одномерном пространстве неопределённое время. Её волновой образ, проявляющий волновые свойства, характеризует её как живую ненаблюдаемую волновую закрытую систему. Неопределённое пространство, в котором находилась девушка до исчезновения, подчинило себе её определённое время и поглотило его.

Девушка появилась спустя почти сутки. Она могла появиться и раньше, и много позже, спустя сотни лет, в том же виде и в той же одежде.

Исчезновение и появление девушки теоретически и логически объяснимо. Волновой двойник девушки не нуждается в обмене веществ, так как в самом себе не заключает ни одного атома вещества природы. Она появилась на прежнем месте, но могла появиться на новом месте. Исчезновение и появление девушки имеет объяснение.

"В угольных складах Лилешэл (Пэддигтон), по сообщению Дж. Скотта, живую лягушку средних размеров заметили после того, как раскололи кусок угля... В замке Чиллинэм такую же находку сделали в мраморной каменной плите..."/с. 281/.

Комментарий. Живая лягушка, или жаба, в куске угля, или в мраморной каменной плите, находилась миллионы лет, иначе говоря, в определённом пространстве неопределённое время в состоянии покоя. Давным-давно она сбросила с себя свою пространственную форму и приняла на себя свою временную форму, поглощённую её пространственной формой. Она уподобилась своему волновому двойнику, не заключала в себе ни одного атома вещества и не нуждаясь в обмене веществ. В угле, или в мраморном камне, если бы они были абсолютно прозрачными, её видеть было бы невозможно. Когда уголь раскололи, то её существование принимает противоположную форму. Она стала находиться в неопределённом пространстве определённое время. Все сущее в неопределённом пространстве определённое время является смертным. По истечении времени лягушка погибла.

:/

Last edited by ur4nwj (2007-01-16 12:04:16)

0

2

Всё больше в последнее время стал задумываться о суждениях Галилея

пространство и время одни и те же во всех физических инерциальных системах. Время не зависит от пространства и везде течёт равномерно и одинаково.

глубоко

:cool:

0

3

Я свами полностью согласен товарищи, но как же быть с Фрейдом, ведь он 3@e6ал :O

0

4

Вы батенька не восем поняли глубину философского учения Фрейда!

Хочу заметить, что  учение Фрейда уже на первых стадиях своего развития далеко перешагнуло рамки медицины. Буквально через несколько лет после изложения Фрейдом основных идей психоанализа вокруг него образовался небольшой кружок, где горячо обсуждались общие психоаналитические проблемы.

Позднее, прослеживая историю возникновения и развития психоанализа, Фрейд писал, что, его работы о толковании сновидений, об остроумии и ряд других с самого начала показали, что психоаналитическое учение не ограничивается областью медицины, а может быть использовано и в различных науках о духе

Одной из областей приложения психоаналитического учения Фрейда стала философия истории и культуры. Считая, что с помощью психоаналитического исследования отдельного человека можно осветить многие загадки истории человечества, Фрейд использовал психоанализ для конструирования своей собственной философии истории. При этом

Фрейд исходил из того, что психическое развитие отдельного человека сокращенно повторяет ход развития всего человечества, а протекание бессознательных процессов обусловливает специфику возникновения как этических и моральных норм человеческого поведения, так и общественных связей, культурных достижений и социальных институтов, свидетельствующих о прогрессе человеческой цивилизации от примитивных первобытных сообществ до современной организации буржуазного общества.

Психоаналитическая картина истории развития первобытного состояния человечества впервые была дана Фрейдом в работе "Тотем и табу" (1913) , где с позиций своего учения он попытался объяснить процесс становления психической жизни примитивного человека.

Объяснение многих явлений, характерных для первобытного общества (механизмов функционирования психики примитивного человека, процессов образования первобытных запретов - табу, возникновения анимизма и тотемизма) , осуществлялось Фрейдом на основе данных, полученных при изучении типичных детских неврозов - так называемых фобий (боязни) детей, а теоретической установкой при этом служил опять-таки "эдипов комплекс".

Возникающие у детей неврозы, называемые фобиями, выражаются в боязни какого-то определенного животного. При этом, как правило, обнаруживается двойственная установка ребенка: с одной стороны, он боится животное, а с другой - проявляет к нему всяческий интерес, фиксируя на нем свое внимание и подражая ему. Эти амбивалентные чувства к животному являются, по Фрейду, не чем иным, как бессознательными замещениями в психике тех скрытых чувств, которые ребенок испытывает по отношению к родителям (мальчик - к отцу).

Благодаря такому замещению, как считает Фрейд, происходит разрешение внутрипсихических конфликтов. Это бессознательное замещение призвано скрыть реальные причины детского страха, обусловленного не столько отношением отца к сыну (строгость, суровость) , сколько неосознанным и противоречивым отношением самого ребенка к отцу. Мальчик одновременно и любит, и ненавидит отца: он хочет стать таким же сильным, как его отец, и вместе с тем устранить его, чтобы занять место отца в отношениях с матерью. Такие бессознательные влечения ребенка противоречат установкам, которые он получает в процессе воспитания. Разрешение этого внутрипсихического конфликта, разыгрывающегося в душе ребенка, как раз и осуществляется путем бессознательного сдвига с одного объекта на другой: те влечения, которых ребенок стыдится, вытесняются из сознания и в бессознательной форме направляются на иносказательный объект, по отношению к которому можно уже в неприкрытом виде проявлять свои чувства.

В конструировании психоаналитической философии истории Фрейд опирался также на гипотезы, которые существовали в то время в биологии и этнологии. От Дарвина он позаимствовал представления о примитивной человеческой орде, управляемой сильным отцом; от шотландского этнографа Аткинсона - идеи о так называемой циклопической семье, когда сыновья, объединившись между собой, восстают против тирании отца и убивают его; от Робертсона Смита - представления о возникновении тотемизма. Описанная Фрейдом на основе использования всех этих гипотез фантастическая картина первобытного общества выглядела следующим образом. На заре своего становления человек жил в первобытной орде, в которой главенствующую роль играл отец. Его силе и воле подчинялись все сыновья. Он один имел право на обладание женщиной, и те из его сыновей, которые, подрастая, пытались предъявить свои права, просто изгонялись отцом из первобытной орды. Возможность возникновения конфликтных ситуаций на почве завоевания женщин предотвращалась решительными действиями отца, который благодаря своей физической силе отстаивал свое право на монопольное обладание ими. Однако такое положение не могло продолжаться вечно. Изгнанные отцом братья объединились между собой, убили и съели отца, положив тем самым конец первобытной отцовской орде. Но братья находились под властью амбивалентных чувств, которые обнаруживаются и сегодня у детей и невротиков: они ненавидели отца и восхищались им. Удовлетворив чувство ненависти убийством отца, они оказались во власти нежных родственных чувств, на основе которых возникло сознание вины и раскаяние. Это побудило их навечно запечатлеть образ отца в виде тотема, объявив недопустимость убийства заместителя отца. Осознание вины за совершенное деяние заставило также братьев отказаться от желанных женщин и установить инцестуозный запрет. Так возникли основные табу тотемизма, совпадающие с вытесненными желаниями "эдипова комплекса".

Человеческая культура, по мнению Фрейда, и началась с этого великого события, постоянно напоминающего человеку о преступлении его предков. "Общество покоится теперь на соучастии в совместно совершенном преступлении, религия - на сознании вины и раскаянии, нравственность - отчасти на потребностях этого общества, отчасти на раскаянии, требуемом сознанием вины".

Таким образом, в психоаналитической трактовке получается, что на сознании вины за совершенное преступление, которое незримо присутствует в душе каждого человека, покоится вся современная культура с ее предписаниями морали и все возрастающими ограничениями.

Психоаналитическое толкование философии истории исходит из того, что религия, мораль, социальные чувства первоначально составляли одно целое: они "вырабатывались" филогенетически на базе "эдипова комплекса", а именно: религия и нравственность - посредством подавления этого комплекса, социальные чувства - в результате необходимости преодоления сопернических чувств между сыновьями за право обладать женщинами в первобытной орде. Однако, встав на такую точку зрения в толковании происхождения религии, морали и социальных отношений между людьми, основатель психоанализа сразу же столкнулся с целым рядом проблем. Возник, например, вопрос, какая часть психики дикаря - "Я" или "Оно" - послужила основой для создания религии, морали. Если последние возникли из "Я", тогда следует говорить о наследственности, сохраняющейся в структуре "Я". Если религия, нравственность и мораль вытекают из "Оно", тогда необходимо раскрыть механизм возникновения религиозных представлений, этических и моральных предписаний, исходя не из осознания человеком чувства вины, а из чего-то другого. Напрашивался также вопрос, насколько правомерно распространение дифференциации психики культурного человека, ее составных частей - "Я", "Оно" и "Сверх-Я" - на человеческое существо, живущее в первобытном обществе.

Фрейд попытался ответить на эти вопросы. Дифференциацию психики на "Я" и "Оно" он признает не только в современном или первобытном человеке, но и в более примитивных живых существах. Такая дифференциация, в его представлении, является необходимым условием возможности воздействия внешнего мира на живой организм. Но поскольку бессознательное "Оно", по Фрейду, не может испытывать и переживать реальность иначе, как при помощи "Я", которое замещает для него внешний мир, постольку моральные и религиозные аспекты вытекают как бы из "Я" и имеют значимость только для "Я". Однако это не означает, что Фрейд признает прямую наследственность в "Я" (в таком случае обнаруживалась бы пропасть между конкретным человеком и понятием человеческого рода). Вспомним, что разница между фрейдовским "Я" и "Оно" относительна, поскольку "Я" является дифференцированной частью "Оно". Поэтому переживания "Я" рассматриваются Фрейдом как превратившиеся в переживания "Оно", которые сохраняются и передаются по наследству. Иными словами, хотя фрейдовское "Я" черпает "Сверх-Я" (совесть) из "Оно", тем не менее это свидетельствует лишь о том, что на поверхность всплывают старые образования, изначально сохраняющиеся в самом "Я", что наследственные бессознательные влечения в своих конкретных проявлениях обнаруживают осадки некого априорного морального закона.

Словом, основоположник психоанализа приходит к выводу о наличии нравственных и моральных основ психической жизни человека, из которых произрастают все культурные и социальные достижения человечества.

Но такое понимание природы нравственности не согласуется с первоначальными установками психоанализа, согласно которым прогресс человечества всецело связан с деятельностью бессознательных психических сил человека, ориентированных на "эдипов комплекс".

Чтобы освободить свое учение от этого внутреннего противоречия,

Фрейду нужно было отказаться от одной из двух посылок. Но у него не хватило на это мужества или научной объективности.

Начав с рассмотрения истории развития первобытного общества,
:big_boss:  :big_boss:

И более того,  Фрейд попытался набросать эскиз исторического развития человеческой культуры и цивилизации в целом. Одним из основных факторов культурного развития Фрейд считал постепенное отречение от природных бессознательных страстей и влечений, присущих первобытному человеку.

Онтогенетически первое такое отречение, по его мнению, произошло в первобытной орде, когда, убив своего отца и испытав чувство вины, сыновья отказались от права обладания женщинами. Последующее развитие культуры и процесс очеловечения живого существа, по Фрейду, шли в русле его сознательного отказа от сиюминутного удовлетворения желаний в пользу получения отсроченного, но более надежного удовольствия. Причем сознательный отказ от непосредственного удовлетворения природных страстей, первоначально основывающийся на внешнем принуждении с целью сохранения человеческого рода, постепенно превратился во внутреннюю установку личности, соблюдающей нравственные нормы и моральные предписания соответствующей культуры.

Таким образом, вся культура представляется Фрейду построенной на внешнем или внутреннем подавлении бессознательных влечений человека, который поступился частью своего природного достояния, подвергнув сублимации свои первоначально сексуальные стремления.

В работах 20 - 30-х годов при рассмотрении истории культурного развития человечества Фрейд учитывает уже и социальные факторы существования человека, пытается раскрыть материальные и духовные аспекты культуры в их взаимном переплетении. Такой подход к осмыслению истории культуры был, разумеется, более плодотворным.

Усилилась критическая тенденция его теории. Фрейд подметил, что в то время как человечество достигло значительных успехов в познании закономерностей явлений природы и в подчинении себе природных сил, "в области регулирования человеческих отношений нельзя установить такого же прогресса". Вместе с тем поскольку материальные достижения цивилизации, свидетельствующие о победах человека над природой, не устранили губительных как для отдельного индивида, так и для цивилизации в целом последствий, которые приводят к психическим расстройствам и душевным надломам личности, постольку, по мнению

Фрейда, теоретические и практические исследования должны быть сосредоточены прежде всего на психике человека.

Принципиально не изменило эту его позицию даже обращение и трудовым процессам человека в обществе, что само по себе являлось значительным шагом вперед по сравнению с его ранними работами, в которых он акцентировал внимание на сексуальной деятельности индивида.

Фрейд признает, что никакая другая деятельность человека не связывает его с социальной реальностью так, как это делает увлечение работой. Профессиональная деятельность людей способна принести такое удовлетворение человеку, которое он не может получить в сфере сексуальных отношений: это возможно в том случае, когда профессиональная деятельность свободно выбирается человеком. Но в современном обществе, констатирует Фрейд, большинство людей работают только по необходимости и, следовательно, не получают от работы никакого удовлетворения, за исключением денежного вознаграждения.

Пытаясь обозреть культурные и социальные институты человечества через призму протекания психических процессов, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Он считает, что механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах общества.

Поскольку человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "другой", с которым он вступает в контакт, постольку и психология личности в понимании основателя психоанализа является одновременно и социальной психологией. Отсюда его вывод, что психоаналитический метод может быть использован не только при изучении индивидуально-личностных, но и культурно-социальных проблем, то есть этот метод неоправданно возводится им в ранг универсального.

Рассматривая с психоаналитических позиций исторический процесс культурных и социальных образований, Фрейд прибегает ж научно не обоснованным обобщениям: антагонизмы между индивидом и обществом, которые наблюдались им в буржуазной культуре, он считает неотъемлемой частью всей человеческой цивилизации. Неправомерность перенесения закономерностей развития буржуазного общества на другие общественные системы тем более очевидна, что анализ Фрейда в данном случае ограничивался выявлением лишь тех "культурных и социальных лишений", которые налагались буржуазным обществом на человека, вызывая у него душевные переживания и травмы.

Человек представляется Фрейду отнюдь не мягкосердечным, любящим существом: среди его инстинктивных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию самого себя и других людей. Именно в силу этих внутрипсихических качеств человека культура и цивилизация постоянно находятся под угрозой уничтожения.

Этот вывод Фрейда во многом основывался на эмпирических наблюдениях, связанных с первой мировой войной, а также своих личностных размышлениях, вызванных смертью близких ему людей.

Потрясенный человеческой жестокостью и трагической развязкой любой жизненной судьбы человека, он безоговорочно включает в свое психоаналитическое учение понятия об агрессивности человеческого существа и присущем ему "инстинкте смерти". Развитие культуры рассматривается с этого времени Фрейдом с точки зрения обуздания агрессивных наклонностей человека и непрерывно протекающей борьбы между "инстинктом жизни" и "инстинктом смерти". Достижения культуры призваны, как он полагает, способствовать приглушению агрессивных человеческих инстинктов. В тех случаях, когда культуре это удается, агрессия может стать частью внутреннего мира человека, что с неизбежностью ведет к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а массы людей, то возникает проблема "коллективных неврозов". В этой связи Фрейд ставит вопрос: не являются ли некоторые культурные эпохи "невротическими" и не становится ли человечество под влиянием современных культурных и социальных ограничений "невротическим"? Говоря о психоанализе "социального невроза" как допустимом средстве лечения социальных болезней общества, Фрейд тем не менее оставил свой вопрос без ответа. Он лишь проводит аналогию между развитием культуры и развитием отдельного индивида, между природой социального и индивидуального невроза, высказывая надежду, что, быть может, когда-нибудь представится возможность изучения патологии культуры.

Собственно говоря, Фрейд всегда мечтал иметь "в качестве пациента весь род людской", и исследование истории развития человечества подводило его к этому. Однако истинные причины и пути устранения "социальных неврозов" Фрейд не сумел выявить.

Основной и в то же время роковой проблемой человечества Фрейд считал установление целесообразного равновесия между бессознательными влечениями человека и моральными требованиями культуры, между психической организацией личности и социальной организацией общества. В последние годы жизни он ставит под сомнение многие завоевания цивилизации, считая невозможным предугадать, достижимо ли такое равновесие или конфликт между данными установлениями остается в принципе неустранимым.

Высоко оценивая достижения человечества в его господстве над природой, основатель психоанализа видит и другую сторону исторического прогресса: "Люди располагают такой властью в своем господстве над силами природы, что, пользуясь ею, легко могут уничтожить друг друга вплоть до последнего человека. Они это знают - отсюда возникает значительная доля их теперешнего беспокойства, их уныния, их мрачного предчувствия".

Так что делайте выводы
:thank_you:

0

5

если бы я прочитал хотя бы 2 абзаза этого поста я бы уснул  :lazy:
надеюсь вы сами это не читали
я считаю что текст можно было бы сделать более лаконичным
для неокрепших умов мой пост более доходчив

Shults wrote:

тут сразу все ясно
- о чем его теории и исследования
- и как их воспринимать
:thank_you:

0

6

Товарищ Модератор(с большой буквы!), относительно темы исследований у вас не определена проблематика ...
К примеру нету подходящей базы для обоснования Фрейдовского

Shults wrote:

3@e6ал

Я на 70 процентов согласен, что текст должен быть кратким и ненавязчивым

Shults wrote:

Shults написал:

но иногда необходимо оперировать более весомыми доводами как например

ur5nbc wrote:

Высоко оценивая достижения человечества в его господстве над природой, основатель психоанализа видит и другую сторону исторического прогресса: "Люди располагают такой властью в своем господстве над силами природы, что, пользуясь ею, легко могут уничтожить друг друга вплоть до последнего человека. Они это знают - отсюда возникает значительная доля их теперешнего беспокойства, их уныния, их мрачного предчувствия".

кладезь познаний, блин
:lol:

0

7

ur5nbc wrote:

lizno ja ves` text ne dochital do konca, slishom uz on dlinniy i eto glavniy argument

0

8

Вы научитесь читать промеж строк ... там никогда опечаток не бывет  :rolleyes:
А вот товарищ Модератор Shults, читая (это я точно знаю) сей аргумент тычет в монитор дулей  :P

0

9

че именно дулей у нас че более нечем тыкать что ли  а на кой я купил  мотор L7 им тыкать гораздо преятнее :cool:  :friends:  :boast:

0

10

Обратите внимание, господа, куда завели нас логические размышления отногсительно квантовой и классической физики  :rolleyes:
Может так и до рельятивистской механики доберёмся ... очень уж эта тема мне нравится  ;)

А в следующий раз увеличим дозу  :friends:

0

11

не вопрос ежели будит хорошая шмаль  :big_boss: мы свою физику придумаем без всяких глупых законов   :swoon:  :dance:  :help:

0

12

Дада, но во всяком случае дубасить в ближайшее время не выйдет  :black_eye:
.... а физика нужна!!!!

0


You are here » ВінРадіоФорум » Наука и техника » ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КВАНТОВОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКОЙ