Былина 310 трехдианазонный радиоприемник третьей группы сложности, предназначен для приема РВ станций в диапазонах ДВ, СВ и УKB в легковых автомобилях с номинальным напряжением бортовой сети 14,4 В.
Акустическая система радиоприемника состоит из головки громкоговорителя 4ГД-53, установленной на экранной доске.
Технические характеристики:
Диапазон принимаемых частот (волн):
ДВ, кГц (м) 150...405 (2000...740,7)
СВ, кГц (м) 525...1605 (571,4...186.9)
УКВ, МГц (м) 65.8...73 (4,56...4,11)
Реальная чувствительность (при стандартной выходной мощности 50 мВт), мкВ, не хуже:
ДВ ....... 220
СВ ......... 60
УКВ ......... 5
Селективность по соседнему каналу
(ослабление сигнала при расстройке на ±9 кГц) в диапазопах ДВ и СВ, дБ, не менее ... 32
Селективность но зеркальному каналу, дБ, не менее:
ДВ (на частоте 250 кГц) . . . . 46
СВ (на частоте 1000 кГц) . . . . 46
УКВ (на частоте 69 МГц) . . . . . 46
Селективность по промежуточной частоте на частотах, дБ, не менее:
370 и 560 к Гц . . . .30
69 МГц ...... 46
Промежуточная частота:
ДВ, СВ, кГц .... 4б5±2
УКВ, МГц .... 10,7±0,1
Действие АРУ на частоте 1 МГц:
изменение напряжения на входе относительно уровня 50 мВ, дБ . . . 46
изменение напряжения на выходе, дБ, не более . . . 6
Номинальная выходная мощность, Вт . . . 2
Коэффициент гармоник всего тракта по электрическому напряжению (в диапазонах ДВ, СВ, при глубине модуляции 80% и номинальной выходной мощности), %, не более:
до 400 Гц .... 7
свыше 400 Гц ... 5
на УКВ при девиации частоты 50 кГц и номинальной выходной мощности . . ... 4
Принципиальная схема:
ВНИМАНИЕ! Надо набрать 1 сообщение - укажите в рубрике вероятную причину поломки или особенности появившейся неисправности. ПОЖАЛУЙСТА не флудите.
Радиоприемник “Былина-310” собран на четырех микросхемах и шести транзисторах с раздельными трактами AM и ЧМ.
Входные цепи AM тракта (блок У1) выполнены по схеме П-образного контура и настраиваются с помощью двухслойной катушки переменной индуктивности L2, L3. В диапазоне ДВ обе обмотки включены последовательно. В диапазоне СВ используется только внутренняя обмотка катушки L2.
Усилитель радиочастоты, смеситель и гетеродин собран на микросхеме D1. Нагрузкой УРЧ служит П-образный контур, перестраиваемый катушкой переменной индуктивности L4. Нагрузкой преобразователя является пьезоэлектрический фильтр Z1, включенный через согласующий фильтр L5C19L6. С выхода фильтра Z1 сигнал поступает на вход микросхемы D2, выполняющей функции УПЧ, детектора и усилителя АРУ. В каскад УРЧ (вывод 13 микросхемы D1) сигнал АРУ поступает с первого каскада УПЧ. Тракт ЧМ состоит из блока УКВ (блок У2) и тракта УПЧ-ЧМ с детектором.
Блок УКВ выполнен на транзисторах VТ1—VT3. В каскаде УРЧ используется полевой транзистор VT1, а в смесителе и гетеродине—кремниевые VT3 и VT2. Смеситель нагружен на контур L2C18C20, настроенный на промежуточную частоту 10,7 MГц. Настройка осуществляется изменением управляющего напряжения, подаваемого па варикапные матрицы VD3, VD2 и VD1 гетеродинного, УРЧ и входного контуров (соответственно). Напряжение для перестройки варикапных матриц создает блок преобразователя напряжения (блок ПН). В цепь обратной связи высокочастотной части блока ПН, выполненной на транзисторе VT2, включена катушка L10 ферровариометра AM диапазона (через переключатель S3). При изменении индуктивности катушки L10 изменяется глубина ООС и, следовательно, значение высокочастотного напряжения. Высокочастотное напряжение выпрямляется, фильтруется и подастся на варикапные матрицы контуров в блок УКВ. При изменении (от 4,5± 0,5 до 28 ±3 В) управляющего напряжения, подаваемого на варикапные матрицы, изменяется емкость варикапных матриц, перестраивающих гетеродинный, УРЧ и входной контуры блока УКВ.
Тракт УПЧ-ЧМ выполнен на транзисторе VT3 и микросхеме D4. На транзисторе VT3 выполнен предварительный резонансный усилитель, нагруженный на пьезоэлектрический фильтр Z2. С него сигнал подается на микросхему D4, выполняющую функции УПЧ и частотного детектора. Усилитель звуковой частоты собран на микросхеме D3 (блок У1) Фильтр нижних частот L1L2C служит для защиты от помех, создаваемых системой электрооборудования автомобиля.