Лето. Каналы прочно зависли на повторах: межсезонье. Чем для нас был прошедший телевизионный сезон? Он был сезоном трех «р», считает заведующая кафедрой телевидения факультета журналистики МГУ Анна Качкаева, а именно: рейтинг, развлечение, рынок. А также сезоном, когда родился слоган: «Выключи мозги – включи «2х2». Доминирующим жанром прошедшего сезона был жанр развлекательный, включенных мозгов и не требующий. И сколько бы канал СТС ни позиционировал себя как «Первый развлекательный», лидерство здесь, безусловно, утвердилось за Первым каналом. Уж в чем-в чем, а в этом его рекламные ролики «Нас не догонят!» – чистая правда.
Правда, сначала вышли «Танцы на льду» на «России», Первый ответил «Звездами на льду». Соревнование в рамках одного формата открыло гонку ТВ-развлечений сезона 2006/07. По результатам рейтингов, лучшим шоу сезона были признаны все-таки «Танцы…», что даже где-то странно. Продюсеры измеряют успех проекта по количеству задействованных звезд (критики тут же придумали термин «звездофикация эфира»), а уж Первый на этом поле развернулся любо-дорого: «Две звезды», «Цирк со звездами», «Король ринга», «Властелин горы», «Большой спор с Дмитрием Нагиевым»… Лично меня смущала такая задействованность/ротация: одни и те же лица либо на сцене, либо в зале, либо в зале, либо на сцене… Не уверена также, что ведущему серьезной аналитической передачи допустимо появляться через какой-нибудь час времени в образе эксперта боксерских боев, а в промежутках рекламировать страховую компанию.
Также в разделе Телевидение
Отсутствие всякого телеприсутствия
Телезрители о лучших и худших программах, показанных с 18 по 25 июля, а также о самой заметной телеперсоне
«Время» на Первом – самая рейтинговая программа
Рейтинг программ-лидеров четырех основных каналов отечественного ТВ
Синдром предвыборного года
Телепузик сезона – образ собирательный
Что касается кинопоказа – увы, на Первом он не удался. Глубина провала «Тихого Дона» и «Ленинграда» оказалась прямо пропорциональна количеству сил и средств, затраченных на их раскрутку. И если голливудские истории на отечественном материале удручили, то сам промоушн – впечатлил. Ни «Александровский сад» режиссера Пиманова, ни «Печорин» режиссера Котта удачей не назовешь. Удалось ток-шоу «Закрытый показ» с Александром Гордоном, в рамках которого страна получила возможность увидеть несколько качественно новых, отчасти артхаузных картин. Вот, пожалуй, и все радости, которые нам перепали от Первого канала. Стоп, вру, национальным хитом стал американский сериал «Остаться в живых» («Lost»).
Падение интереса к «телемылу» – отличительная особенность прошедшего сезона, который социолог Даниил Дондурей считает годом телевизионного застоя, а на вопрос о самом сильном эфирном впечатлении называет трансляцию похорон Бориса Ельцина. Поясняя: его поразило слияние в одном флаконе трагедии, фальши и правды – «такой телевизионный коктейль Молотова».
Меня подобное слияние поразило на канале «Россия». 2007 год там открыли потрясающей картиной Лунгина «Остров» и собрали громадную аудиторию. Под самый конец сезона выпустили «Завещание Ленина» – сериал, ставший, по общему признанию, главным свершением этого самого сезона. Показали и один из лучших проектов документального кино – «Рожденные в СССР» Сергея Мирошниченко. В то же время фильм-расследование Аркадия Мамонтова «Западня» – о злокозненности Америки по отношению к российским гражданам – не выдерживает никакой критики.
С уходом Сергея Брилева проиграла итоговая информационно-аналитическая программа «Вести недели», а новая передача с ним, «5-я студия», то ли еще не доработана, то ли пока не добрала. Главный сюр сезона – повтор 12 июня «Голубого огонька»: когда жарким летним днем тебя битых три часа искренне и убедительно поздравляют с наступившим Новым годом, крыша едет.
Также в разделе Культура
Сто на триста
В Москве открылась выставка американского искусства «Новый Свет»
Первый фильм Миндадзе покажут на фестивале в Венеции
Кто-то пролетел над дворянским гнездом
Если меценаты не идут сами, надо их заманивать хитростью
Петербургские 'Лицедеи' приедут в Лондон
Суета с претензиями
«Переполох в «Голубятне» на сцене «Содружества актеров Таганки»
НТВ зрители смотрят с упоением, а вот телекритики – плюясь. Но по темпам роста доли аудитории этот канал занимает лидирующее место – факт, как ни плюйся. И если НТВ учинил разгул «желтухи» и «углубил» свой трэш – так это, надо понимать, только идя навстречу пожеланиям зрителя. А если отдельные злые люди называют некоторые их передачи «аттракционами помоечного сладострастия», то пусть-ка они пойдут в «духовку». То есть на канал «Культура».
Профессор кафедры телевидения факультета журналистики МГУ Сергей Муратов считает сериал «Сталин. Live» главным провалом сезона. Провал-то провал – и в идеологическом, и в художественном смысле, – но шел добрых три месяца. И, невзирая на низкие рейтинги, почему-то снят с показа не был. Как и фильм без титров «Кто заказывает хаос» – типичный – и не лучший – образец пропаганды и агитации.
Канал, занимающий второе место по темпу роста доли аудитории, – дециметровый ТНТ. Здесь своя целевая аудитория – молодежь и большое число новых проектов, в том числе успешных («Битва экстрасенсов»). Канал позиционирует себя как лидер нового юмора – высокие рейтинги Comedy Club и «Наша Russia» это подтверждают. Скандальный «Дом-2» справил свое трехлетие и (парадокс!) не теряет, а продолжает набирать аудиторию. С таким бы классным менеджментом, как на ТНТ, да делать общественное телевидение!
Канал СТС уверяет, что у него оптимистический, динамичный, современный взгляд на жизнь и что его продукция предполагает семейный характер просмотра. Судя по премьерам – качественному и позитивному сериалу «Кадетство», единственной на нашем ТВ импровизационно-юмористической программе «Слава богу, ты пришел!», научно-развлекательному журналу «Галилео», – это на самом деле так. Немножко раздражало, что весь сезон передачи гоняли туда-сюда по сетке, но в целом канал вызывал позитивный отклик. Потерей сезона на СТС можно назвать уход с Первого развлекательного (по позиционированию) на Первый развлекательный (по сути) талантливого Александра Цекало.
Канал РЕН ТВ прославился отсутствием политической цензуры и появлением в эфире большого количества документально-публицистических «историй» – частных, фантастических, секретных, чрезвычайных и т.д. Хорошие цифры у «Вечера с Тиграном Кеосаяном», «Часа суда» с Павлом Астаховым, ток-шоу «Бабий бунт», сериала «Солдаты». Неудачу РЕН ТВ потерпел с юмористическими программами – к примеру, «Бла-бла-шоу» ругают за пошлость не только суровые критики, но и само руководство канала.
Городской канал ТВ Центр с осени, после смены руководства, находится в состоянии строительства. Несомненные удачи – циклы «Битва за Москву» и «История государства Российского». Стоит также отметить документальные фильмы Леонида Млечина о самых влиятельных женщинах мира и о Третьем рейхе, сделанные на неизменно высоком уровне. На ТВЦ случилась и самая показательная история сезона – с ток-шоу «Бойцовский клуб», закрытым после второго выпуска. Сколько говорено о необходимости привлечения на экран нового, молодого и современного – все это плюс искренность, органичность и неформальность – мы было обрели в «Бойцовском клубе». Не пригодилось?
Что касается «Культуры» – дай бог ей долгих лет жизни. Ничего более сказать не имею.
Источник: http://www.ng.ru