ВінРадіоФорум

Announcement

Временно прекращена регистрация новых аккаунтов пользователей.

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » ВінРадіоФорум » Гражданская радиосвязь » История Си-Би связи


История Си-Би связи

Posts 1 to 12 of 12

1

СВ-радиосвязь: как все начиналось

В 1945 году в США состоялся Конгресс по вопросам граждан- ской радиосвязи, для которой была отведена полоса частот 460 - 470 МГц. Эта связь должна была обеспечить потребности граждан в решении каких-либо своих личных проблем там, где невозможно или затруднено использование телефона. Два года спустя вышел Доку- мент 6661, где были зафиксированы правила гражданской радиосвязи (CB- Radio) и выделялись два класса лицензий для передатчиков - класс A (60 Вт) и класс B (5 Вт). Реакция общественности на введение классов лицензий и полосы отведённых частот не везде была положительной - дорогая аппаратура, связь на УКВ в городских условиях между подвижными объектами ненадёжная и др.

Тогда было обращено внимание на 11-метровый диапазон (27 МГц), на котором уже работали различные медицинские и промышленные установки. Короткие волны с меньшими потерями проходят через различные препятствия, особенно это заметно в городе. За эксперименты взялись энтузиасты, по результатам которых для CB-Radio и был позднее выбран диапазон 27 МГц.

В 1957 году был принят Документ 11994, которым был введён класс D лицензий. Этот класс используется в США по настоящее время. Первоначальная реакция радиолюбителей на решение Федеральной службы связи США была отрицательной из-за возросшего уровня помех на любительском диапазоне 28 МГц. В те годы использовалась простая аппаратура с широкополосными сверхрегенеративными приёмниками и нестабильными передатчиками. Но вскоре фирмы начали выпускать технически сложную, но доступную аппаратуру. 1959 год стал ключевым в развитии CB-Radio. Тогда было зарегистрировано 6 000 пользователей, в 1961 году - свыше 200 000, а в январе 1977 года уже 500 000 пользователей! В настоящее время в США и во всём мире зарегистрировано огромное количество CB-клубов, объединяющих людей по интересам, в большинстве случаев - это проведение DX-связей и обмен QSL-карточками.

Решением Государственной комиссии по радиочастотам СССР от 30 декабря 1988 года (новогодний подарок!) на вторичной основе были выделены частоты для личной радиосвязи. Но и здесь не обошлось без серьезных проблем.

Во всём мире основными для CB-Radio являются каналы, начинающиеся с частоты 26965 кГц и идущие с сеткой, кратной 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т.д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й. В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появилась вспомогательная сетка частот и соответствующие новые каналы. Они также имеют шаг 10 кГц, но сдвинуты по частоте по отношению к основным на 5 кГц. Первый из них получил номер 51 (26960 кГц), следующий - 52 (26970 кГц) и т.д.

Так вот, в нашей стране для личной радиосвязи были выделены каналы, которые во всём мире рассматриваются как вспомогательные! Они имеются в зарубежной аппаратуре, но в ограниченном числе моделей довольно высокого (и по цене тоже) класса. Другими словами, недорогие радиостанции зарубежного производства использовать у нас без переделки нельзя. К тому же из 40 каналов было разрешено работать AM в 14 каналах (26970...27100 кГц) с шагом сетки 10 кГц, и FM в 11 каналах (27150...27275 кГц) с шагом сетки 12,5 кГц (!), а также FM в 6 каналах (27150...27275 кГц) с шагом сетки 25 кГц. Учитывая, что ширина полосы частот излучения передатчика не должна превышать 6 кГц для AM и от 2,5 до 11 кГц для FM, можно себе представить, какая "каша" творилась бы в эфире! Да, было и ещё одно расхождение с принятыми за рубежом нормами. Во многих странах разрешено использовать передатчики с выходной мощностью 5 и более Вт, у нас же - 0,5 Вт.

Но ГКРЧ, видимо всё-таки, вняла просьбам пользователей CB-Radio и и разрешила пользоваться радиостанциями мощностью 4 Вт со 2-го по 27 канал обеих сеток (26975...27275 кГц). 1-й канал отводился автомобильным радиосигнализациям, а каналы с 28 по 40 (27280...27405 кГц) коммерческим структурам.

В настоящее время CB-Radio получило дальнейшее развитие. Решением ГКРЧ России от 29.08.94 г. (протокол N 23/2) разрешена максимальная выходная мощность CB-радиостанций 10 Вт, в дополнение к AM и FM ещё SSB, а также "верхняя" сетка частот (27415...27855 кГц). 9-й канал (27065 кГц) теперь официально закреплён как канал для экстренной связи с милицией и аварийными службами. В будущем, по мере освобождения частот 11-метрового диапазона служебными радиостанциями, пользователям CB-Radio будут передаваться другие сетки (26515...26955 кГц, 26065...26505 кГц).

Разрешение на право приобретения и эксплуатации радиостанции данного диапазона получить очень просто - необходимо почто- вым переводом в адрес ГУ Госсвязьнадзора РФ (бывшая ГИЭ Минсвязи) перечислить регистрационный и эксплуатационный сбор (в Москве - 18200 руб.), и местное Управление Госсвязьнадзора на основании Вашего письменного заявления выдаст разрешение, номер которого является позывным (например, 3A-12345, где 3A - это Москва). Вся процедура занимает 15 - 20 минут. В Москве уже выдано свыше 20 тыс. разрешений, в Московской области - свыше 8 тыс. Разрешение выдаётся на радиостанцию, каждый пользователь может иметь несколько радиостанций, и, соответственно, несколько разрешений на их эксплуатацию. Разрешения бессрочные при условии ежегодной уплаты эксплуатационных сборов. Пользоваться радиостанциями можно на всей территории Российской Федерации и других стран, с которыми заключены соответствующие соглашения. Об этом можно узнать, а также ознакомиться с правилами пользования радиостанциями гражданского диапазона в местном Управлении Госсвязьнадзора.

Для 11-метрового диапазона действуют те же законы распространения радиоволн, что и для радиолюбительского 10-метрового. При условиях хорошего прохождения радиоволн (это преимущественно дневное время) можно услышать с оглушительной громкостью радиостанции Северной и Южной Америки, Австралии, Африки и Азии, и, разумеется, связаться с ними. Когда нет прохождения связь возможна на расстоянии до 100 км (в SSB - до 150 км).

http://qrz.ru/cb/history.shtml

0

2

Хе ) как хорошо ходить по линкам на форуме )) Тут такое культовое нашёл (http://community.livejournal.com/rus_ha … tml#cutid1) что решил залить для всех сюда:

CB радио – это не ностальгия, это история.

В 1991 году впервые услышал про CB радио. Кто не в курсе, интернетом (Вебом) тогда еще не пахло, как и нормальными компьютерами и операционными системами. Радио было практически единственным источником общения между людьми :)

Сотовые телефоны были тогда “переносными” и счет мог легко переваливать полторы тысчи долларов в месяц.

0

3

И вот тогда стали появляться CB радиостанции. Это было реально интересное время. Количество людей в эфире города Бреста исчислялось максимум сотней человек (у меня регистрационный номер был в 4-й сотне).

Народ весь сидел на 6 канале, который был вызывной в городе. Помимо покупки радиостанций для решения вопросов в “бизнес группах” :) было некоторое “мобильное братство”. Взаимовыручка (в те времена не было автосервиса по вызову, да  и позвонить было не откуда). Народ активно передавал информацию по постам ГАИ. Если надо было куда проехать очень быстро, просто спрашивали в эфире и народ говорил – был “5 минут назад – чисто”. Существовала проводка пъяных – впереди и сзади с радиостанциями и посередине “друг”. Если надо было позвонить – кто-то всегда был дома и мог перезвонить куда требовалось и передать информацию.

Радиостанции были отностительно дорогими и народ тогда еще не зарабатывал дурных денег и поэтому потратить 250 долларов на комплект мог не каждый (в то время 10 летний Фольксваген гольф стоил в Бресте 600 дойчмарок (300$) – никакой растаможки в помине не было

Самой дешевой радиостанцией (100$) была польская Onwa, весьма шумная. Ее покупали тем кому очень хотелось а денег небыло. Впоследствии народ переходил на другие радиостанции а Онвы перепродавались по 10 раз.

0

4

Наиболее интересной и привлекательной станцией был Alan 28 (200+$) – садился акуратненько вместо магнитолы :)

0

5

Моей любимой радиостанцией был Alan 18 – причина была в механической переключалке каналов. Когда на скорости тебе говорили – “10 вверх” то просто делал 10 щелчков вправо и уходил на нужный канал. Кнопочные же станции отвлекали от дороги.

0

6

Антенны. Автомобильные антенны были до 2-х метов высотой – при въезда в гараж ее надо было нагибать или снимать. Стоили такие штучки до 100 баксов. Когда народу в эфире было мало – их не воровали – потому как не продасться никуда :) Позже их стали скручивать, и поэтому при любом оставлении машины антену надо было скручивать и ложить в машину. Целый процесс :)

0

7

Особняком стояли “Президенты”. Дома у меня стоял President Grant – стоил он совсем не 50 баксов как грант-бумажка :) Выглядел он старомодно, был здоровый как атлас анатомии Синельникова и в машину такой просто не лез никуда. Звук у него был хороший, мощности чуть выше (10 ватт против 4 обычных) – для стационара – самое то.

0

8

Гы, а вот и домашний “грант” образца 94-го

0

9

Мечтой любого CBшника был Президент Линкольн – Стационарный дивайс с широким диапозоном. В Бресте такой был у несколькоих человек дома – стоил он как два фольксвагена гольфа :) Но эти люди были фанаты – у них антенн было много :)

0

10

Все было хорошо до наступления “критической массы” народа. В отличие от форумов и прочих интеренет порталов как раз в таком деле криическая масса не нужна. На 6 канале стало тесно. Какие-то люди стали рекламой заниматься, пионеры хулиганить. О вопросе о ГАИ могли и подставить. Народ перестал знать друг дурга в лицо. И “старички” оставили 6-й канал.  Это был 94-й год.

Начали появлятся радиостанции с 10-ю сороковками (в обычных 40- каналов) в новых 400. На крайних каналах КСВ был никакой и связь была плохая. Стали доступные усилители. Воткнуть 100-ватный(!) усилитель стало в порядке вещей. Проезжавшая во дворе машина глушила телеканалы. Орлы ложили эти усилки по водительское сиденье (!) для экономии места.

Один приятель имел позывной в районе 7000-ного номера. Чем все закончилось я н не знаю. Я переехал в Минск. По привычке держал там месяца 3 переносную CB-шку, но в эфире были тольео радиолюбители. Сотовые стали дешеветь и кому нужна была реально связь покупали Нокии которые уже можно было запихать в карман…

Вот такая история…

Может в один день и куплю Алан сотый, так чтобы стоял на столе :) Маленький он.

0

11

До недавнего времени и не подозревал что на СВ кто то ещо работает, а вчера часа в 11 "ютитси" включил десятку послушать и интереса ради прошолся по СВ диапазону, и до чего же я удивился когда на кусок двухметрового штыря антенны услышал ка на 27,190 работает на общий петербурговец да да именно из Петербурга на кенвуд-2000, проход был что надо и через некоторое время его начал звать наш местный из Винницы вот тут то я по настоящему удивился, проход наверное и вправду был отличный потомучто у нашего была по его словам антенна четвертушка и мощи всего 12Вт, у петербуржца была антенна 5/8. Такая вот история поведавшая меня о СВшке.

0

12

разные любопытные модели радиостанций

ALAN 100+ 27МГц
27МГц TIGER
YOSAN "STEALTH-5"

0


You are here » ВінРадіоФорум » Гражданская радиосвязь » История Си-Би связи