Валерий Шиневский, RZ6AU/3,
aka UA0KAV, UA0KK, R0K (1984), US0SU (1989),
Мастер спорта СССР, RRC#888, NCDXF#4034,
http://r0k.ru; e-mail: rz6au [at] rambler.ru
В очень уже далеком 1984 году исполнилось пятьдесят лет событиям, которые во многом определили идеологию страны Советов - льдами Чукотского моря был раздавлен ледокольный пароход "Челюскин", экипаж которого пытался совершить безостановочный вояж вдоль северных берегов России в течение короткого арктического лета. Значение рейса было трудно переоценить - "Челюскин" не был мощным ледоколом, и в случае успеха этот поход открывал дорогу обычным грузовым кораблям по Северному Морскому Пути. Спасение челюскинцев стало возможным только благодаря мастерству радиста корабля - Эрнста Кренкеля и самоотверженности русских летчиков. Эта эпопея потрясла мир. В стране появилось высшее звание отличия - Герой Советского Союза.
Спустя полвека мне удалось провести радиоэкспедицию, посвященную юбилею этого события. Двенадцать чукотских и колымских коротковолновиков выбрались на дрейфующий лед на трассу "Челюскина" в Восточно-Сибирском море и в экстремальных условиях (в середине февраля 1984 года температура опустилась ниже 50 градусов) далеко за семидесятой параллелью установили антенны среди торосов. ICEPEDITION использовала спецпозывной R0K.
Проект был отлично подготовлен - мне удалось добиться поддержки ЦК КПСС. На деньги, отпущенные для оснащения, можно было купить семь супердефицитных по тем временам автомобилей ВАЗ-2106. Инженер с хорошим опытом и послужным списком должен был работать за эти деньги около семнадцати лет.
Министерство связи впервые официально позволило радиолюбителям использовать киловаттную мощность, была разрешена работа на недоступном тогда для советских коротковолновиков диапазоне 10 Мгц. Мероприятие такого уровня обещало стать выдающимся событием в радиолюбительском мире.
Но судьба распорядилась иначе. В день выезда команды на лед умер Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов. У небожителей появились другие проблемы - начиналась гонка на лафетах. Журналисты разъехались, но спустя сутки все же поступила команда продолжать мероприятие...
Эта эпопея описана в моей статье "Неизвестная экспедиция". Познакомиться с ней можно в Интернете или в журнале "Радиолюбитель КВ и УКВ" №2 за 2003 год.
В 1935 году Северным Морским Путем прошел первый промышленный караван судов. Открылась новая страница в освоении русского Севера. В память об этом событии спустя семьдесят лет группа российских коротковолновиков - членов клуба "Русский Робинзон", осуществила радиоэкспедицию в Восточную Арктику. Целью экспедиции было представление в эфире последнего российского острова, не открытого для всемирной дипломной программы "Islands On The Air".
Начиналось все это так.
В мае 2005 года Роман RV3MA сделал мне предложение, от которого невозможно было отказаться. Он познакомил меня с Александром RW3DTB, который годом раньше принимал участие в экспедиции RI0IMA на остров Матыкиль. Саша имел возможность профинансировать достаточно солидный проект и хотел продолжить серию дальневосточных путешествий, теперь по Курильской гряде. Он предложил объединить мой опыт и его возможности. Мне удалось уговорить его направить вектор наших усилий к северу.
Я уехал с Чукотки в 1989 году, прожив на Севере одиннадцать лет. Сложно словами описать дикую завораживающую красоту Восточной Арктики. Двухмесячный полярный день, совершенно сумасшедшие краски закатов, голубые айсберги в синем летнем море, радуги северных сияний, грибы бочками, белые медведи, разгуливающие по улицам... Забыть это невозможно. Предложение Александра легло на подготовленную почву.
Конечно, первым я пригласил к участию в экспедиции Юрия RL3DZ, ex UA0KCL, который был со мной и в "неизвестной" R0K-84, и в гораздо более известной US0SU-89 : первой советско-американской. К моему огромному сожалению, Юра в последний момент не смог поехать. В окончательный состав команды вошли Александр RW3DTB, Евгений RZ3EC, Роман RV3MA, Леонид UA6CW и Светлана Щеголева, "R0KOK", повар и фотовидеолетописец экспедиции.
Целью нашего путешествия был выбран остров Шалаурова, последний из островов Российской Азии, еще не представленный в эфире для программы IOTA. Остров представляет собой наклонную скалу максимальной высотой около девяноста метров, выступающую из вод на границе Чукотского и Восточно-Сибирского морей, километр с севера на юг и полкилометра шириной, метрах в восьмистах от материкового мыса Кибера.
Растительности на острове нет, вернее, это скудный мох и отдельные полянки каких-то синих цветиков и ромашек. Попадаются отдельные грибочки типа сыроежек. В шестидесятых годах там стояла полярная станция, о которой чукотский геолог и писатель Олег Куваев написал несколько рассказов, в том числе "Где-то возле Гринвича", в котором описал радиста Гошу Виденко - Геннадия Видмиденко, нынешнего UA2FDM, с которым я совершенно случайно связался на двадцатке в июне и от которого получил массу ценных сведений об острове.
Очень озаботила нас полученная из Интернета информация о вроде как повышенном радиоактивном фоне на острове. Пришлось срочно приобрести дозиметр и выработать запасной план на случай наличия радиации на NEW-ONE. В этом случае предполагалась перебазировка на остров Большой Роутан, находящийся в группе AS-38 (главный остров - Айон, который мы вместе с американцами довольно неплохо представили в 1989 году). Накал, конечно, сильно падал, но все же лучше, чем ничего - потратив десять килотонн зелени только на билеты до Чукотки, не возвращаться же на щите...
Подготовка прошла достаточно быстро. Мы купили в "Юникоме" два киловаттных "Акома", "Русские Яги" в лице Ромы RV3MA выделили два прекрасных трайбэндера XL-335. В трансиверах недостатка не было - остановились на FT-1000MP Field и Ten-Tec Omni-VI.
Фирма "Баск", известный производитель полярного снаряжения со значительной скидкой экипировал нас в отличные яркие куртки, обеспечил спальниками и палатками для шэков. Энергию должны были обеспечить два пятикиловаттных французских дизеля "Ultra". Чем-то они вызывали у меня ассоциации с Р250М - надежные и качественные машины. Но - тяжеленные, более шести пудов. Тем не менее, было решено остановиться на них - ехать на край света и остаться, вдруг чего, без электричества... Слишком дорогая получилась бы экскурсия.
Позывной R0K, который логично вытекал из предыдущей истории, удалось пробить только после личного ходатайства вице-спикера Госдумы, известного полярника Артура Чилингарова. Его письмо и помощь Дмитрия RA3DEJ в немалой степени поспособствовали и своевременному получению разрешения на въезд в погранзону. За шикарный спецпозывной, понимание и ускорение в бюрократических коридорах отдельное спасибо нужно сказать Татьяне Петровне Хованской.
Проблемы начались в день отлета. Сначала во Внуково наш груз (около двух тонн) не хотели грузить в ТУ-204. Порядком повеселило предложение грузовой службы отправить часть багажа следующим рейсом. Оно бы ладно, но вот только самолет на Певек ходит лишь раз в неделю. Путем долгой беготни и размахивания письмом от Чилингарова удалось проблему решить.
Уже на трапе поступил звонок из службы безопасности полетов - оба генератора сняты с рейса - после упаковки их ухитрились положить набок и через воздухофильтр начало вытекать масло. Произносимые нами в этот момент слова были правильно восприняты всеми 180 пассажирами ТУ-204 и нас не слишком пинали спустя почти три часа, когда мы бочком пробирались на наши места в хвост лайнера.
Жаль, не удалось заснять на видео, как мы с Ромой подстреленными кабанчиками метались по аэродрому между самолетом и грузовой площадкой, сливая масло, матерясь и умоляя, уговаривая грузчиков, безопасников, водителей и лично командира борта, который, к счастью, оказался моим земляком из Минеральных Вод. Апофеозом явилось вбрасывание двух стокилограммовых дизелей с метровой стремяночки, на которой мог поместиться только один человек, прямо в боковой грузоотсек "Тушки" на высоту более двух метров. Повторить такие движения под дулом пистолета я бы, наверное, отказался.
Перелет от столичного Внуково до чукотского Певека занимает девять часов. Интересно, что на обратном пути ТУ-204 совершил посадку в Москве в то же местное время, когда стартовал из Певека.
В аэропорту нас встретил Юрий Капасев - местный геолог, с которым я два месяца переписывался по Интернету, проясняя вопросы по подготовке путешествия. Юра согласился сопровождать нас в экспедиции, что оказалось весьма кстати - его опыт очень пригодился. Массу организационных вопросов удалось оперативно решить благодаря помощи начальника аэропорта Игоря Евдокимова и главного инженера Евгения Мяготина.
Аэропорт Певека - поселок Апапельгино, в котором я жил семь лет, да и сам город оставили гнетущее впечатление. Дом, в котором выросли мои дети, сохранился, но вокруг все вымерло. Выбитые окна в пятиэтажках, четырехэтажное серое здание новой школы, так и не услышавшей голосов ребятни, сожженные дома, запустение. Не верилось, что в восьмидесятых тут был центр радиолюбительства всей Колымы и Чукотки, вращались огромные антенны - на UZ0KWI стояли четыре квадрата на двадцатку, шесть на пятнашку и семисотметровый "very long wire", весьма эффективно работавший от топа до сороковки. Из более чем двадцати активных позывных и шести коллективок в районе СК-07 остались двое ребят, которым уже не до эфира.
Каждый день садились по два борта из Москвы, жизнь кипела, и казалось, что так будет всегда, и будет только лучше. Увы, экономика сказала, что, даже добывая золото, платину и еще половину таблицы Менделеева, содержать инфраструктуру, содержащую школы и больницы, нерентабельно. А может быть, были и другие причины, более субъективного плана. Так или иначе, Абрамович тоже не сумел поднять Чукотку, хотя народ в целом отзывался неплохо о своем губернаторе. Сегодня из некогда обширного парка Чаунского объединенного авиаотряда осталась одна "восьмерка" и законсервированный МИ-6.
Бутылка минералки в певекском магазине равна эквиваленту пяти вечнозеленых убитых енотов, двухлитровка пива - семи, столько же и водка. Про фрукты-овощи и говорить не хочется. При том, что народ получает зарплату чуть выше подмосковной. Огромное уважение вызывают эти люди, оставшиеся здесь из любви к Чукотке, не опустившиеся и продолжающие поддерживать северо-восточный форпост России. Даст Бог, этот край еще понадобится стране.
10 августа 2005 года МИ-8Т под командованием Сергея Кохана - одного из самых опытных вертолетчиков Чукотки, завершил доставку нашей команды к цели.
Расположенный на семидесятой широте в Восточно-Сибирском море в ста километрах от Певека остров Шалаурова является одной из баз Северного Морского Пути. У самой вершины острова, на десятиметровой деревянной башне установлен маяк, получающий питание от радиоизотопного термоэлектрического генератора. Топливом реактора служит стронций - 90. Издали РИТЭГ очень напоминает ГУ-73Б без анодного вывода.
К сожалению, любители цветных металлов проникли и сюда. Неизвестный, видимо, перебравшийся на остров зимой по льду, разобрал часть защиты РИТЭГа, в результате чего радиоактивный фон в двух метрах от генератора достигает четырех тысяч микрорентген. Надо думать, незадачливый охотник получил свою дозу и больше не способен заниматься вандализмом. К счастью для участников экспедиции, при удалении от реактора на расстояние более пятидесяти метров дозиметр показал снижение фона до приемлемых пятнадцати-двадцати микрорентген.
Памятуя о нестабильном прохождении в этих широтах, для максимальной эффективности во время коротких его всплесков, было необходимо обеспечить непрерывное дежурство на двух рабочих местах, способных синхронно работать в одном диапазоне. На этих широтах крайне редко бывает нормальный проход сразу на двух.
Разнеся антенны на расстояние до двухсот метров и питая каждый шэк от отдельного мощного генератора, нам удалось обеспечить работу и телеграфом и телефоном одновременно. Операторы разместились в палатках, остальным было более комфортно - на острове сохранился домик полярной станции, закрытой в конце шестидесятых годов. Нам повезло - там имелась печка, а дров на прибойной полосе было более чем достаточно.
Кроме того, от полярки осталось несколько почти полных бочек с авиационным керосином, который нам очень пригодился, когда через полчаса после отлета вертушки в гости пожаловал белый медведь - самый крупный на Земле сухопутный хищник. Пролив, отделяющий остров Шалаурова от ближайшей земли - мыса Кибера, неширок - всего с километр, для прекрасного пловца, которым является полярный мишка, это не расстояние.
Огнестрельным оружием экспедиция оснащена не была, да и штраф за отстрел этого зверя составляет пятьдесят тысяч долларов, поэтому первым побуждением стала попытка вернуть геликоптер обратно. Вот тут и обнаружилось, что спутниковый телефон работать отказывается, как выяснилось потом, по причине высокой сопки прямо на юге, по пути к геостационару. Кстати, по той же причине мы не смогли поддерживать онлайновый аппаратный журнал на нашем сайте.
К счастью для многочисленных поклонников островной программы, ожидавших нас в эфире, хозяин Арктики был сыт и вел себя дружелюбно, скажем так - неагрессивно. Тем не менее, развертывание антенн было приостановлено. Во избежание...
Тем временем подступила ночь. Точнее - сумерки, так как на этой широте в августе солнце еще не уходит за горизонт полностью. Мы окружили лагерь кольцом из бочек с керосином, вырубили крышки и развели огромные костры. Под этим прикрытием была установлена первая антенна и началась работа в эфире. Нас ждали - после первых вызовов на рабочей частоте появились сотни станций.
Вот позывные охотников, первыми получивших вожделенный NEW-ONE:
10.08.2005 09:08 UT 14.260 JA8MS
10.08.2005 09:08 UT 14.260 JH8JYV
10.08.2005 09:08 UT 14.260 7K3EOP
10.08.2005 09:09 UT 14.260 JA1EY
Первым из Европы пробился UR3IFD в 1143UT.
В 1558UT подошел Роджер G3KMA и поздравил нас с присвоением острову номера AS-174. К этому времени удалось провести чуть более четырехсот связей - проход периодически гас. По островному времени было около пяти утра.
С восходом мы обнаружили медведя спящим в паре сотен метров от палатки с аппаратурой. Юре пришла мысль устроить концерт на пустых бочках. Резкий шум медведю не понравился и он с достоинством удалился за пределы острова. Площадь антенного поля существенно увеличилась.
Погода сильно испортилась - лег густой туман, и температура опустилась градусов до трех. Была установлена еще одна антенна и развернуто второе рабочее место. Темп работы удвоился. Несмотря на весьма неустойчивое прохождение, иногда в минуту проводилось до семи связей. Кроме трайбэндеров, мы использовали вертикалы на 40 и 30 метров, в качестве которых работали одиннадцатиметровые дюралевые мачты, на которых стояли XL-335. У основания размещался согласующий блок и полсотни противовесов. Подобную конструкцию я впервые весьма эффективно применил в Тихорецке на очном чемпионате в 1994 году.
В свободное время команда совершала сухопутные и морские экскурсии. Юра и Света на надувных байдарках обошли вокруг острова, надо полагать, такая "кругоСветка" состоялась впервые в истории Арктики. Как раз в это время я занимался настройкой вертикала на втором рабочем месте, стоящего у самого обрыва. Услышав вызов по УКВэшке: "RZ6AU/0, ответь R0KOK", с предложением посмотреть вниз, я долго не мог понять, о чем речь. Когда, наконец, догадался подойти к практически отвесному обрыву и посмотреть на море, просто обалдел - две яркие байдарки смотрелись точками на зеленой воде далеко внизу. Между нами висело облако чаек. Зрелище впечатляло.
UA2FDM говорил мне о старых могилах, расположенных на восточном берегу. Нам удалось найти и осмотреть их. Еще до челюскинской эпопеи на острове дважды зимовали корабли: "Колыма" - в 1924 и "Ставрополь" - в 1927. Пережить эти зимы довелось не всем членам экипажей пароходов...
К кресту третьей могилы был прикручен сантиметровой толщины медный лист, озаглавленный "Справка". Далее по тексту следовало, что лежит тут "чукча Эттурген, убитый случайным выстрелом кочегара п/х "Ставрополь"". Дана она была неведомо кому спустя два года после самого события, в 1931 году.
На вершине острова, там, где позднее построили маяк, экспедицией Врангеля в 1902 году был сложен двухметровый тур из пудовых камней, в котором, как уверял Юра, должна лежать записка. Обнаружить ее нам не удалось, в свою очередь мы добавили камней и вложили свое послание потомкам в стеклянной банке. Когда-нибудь кто-то узнает, что спустя сто лет после первопроходцев здесь побывали русские Робинзоны.
Так прошли шесть дней. Прохождение нас не баловало, но задача экспедиции была выполнена. Мы открыли последний NEW-ONE в России и провели 9862 связи. R0K звучал с острова Шалаурова 108 часов, прохождение полностью отсутствовало 21 час.
В нашей программе также имелась задача активизации еще одной точки, расположенной на трассе Северного Морского Пути - острова Большой Роутан, находящегося в ста километрах западнее острова Шалаурова, AS-38, RR-10-05. Архипелаг Айон включает в себя собственно остров Айон, это довольно большой кусок земли посреди Восточно-Сибирского моря, на котором расположено оленеводческое поселение чукчей под названием Энмитангино и полярная станция. В 1989 году там радушно встречали совместную с американцами экспедицию, позывным US0SU было проведено более 16000 связей.
Ближе к югу располагаются Малый и Большой Роутаны. Есть еще несколько островов помельче, но они необитаемы и интереса не представляют. На Большом есть несколько сезонных рыбацких избушек и створный знак, мимо которого проходят суда в певекский морской порт. На Малом нет ничего.
16 августа команда стартовала к новой цели.
По пути была осуществлена короткая посадка на самой северной точке Чукотки - мысе Шелагском. Там мы увидели совершенно фантастическую картину - огромные каменные плиты, почти правильные параллелепипеды, тонн по двести весом, как кирпичи на ребре в два ряда, уходят одна за другой в десяти метрах друг от друга вверх по склону сопки на расстояние метров в двести. Между ними - дикое нагромождение валунов поменьше. Мы назвали это "Каменной Аллеей". Все это создает впечатление заваленного входа в какой-то подземный ангар.
Мысль о природном происхождении "Аллеи" не доминировала, слишком уж упорядоченно располагались плиты. Правда, для создания всего этого потребовалась бы совсем уж циклопическая техника, высказывались предположения то о заброшенном военном объекте, то о базе инопланетян. Интересно, что метрах в пятидесяти по склону просматривается аналогичное сооружение примерно в два раза меньших размеров, расположенное практически параллельно прототипу.
Высота мыса Шелагского в этом месте превышает триста метров над уровнем моря - не представляю, как можно было затащить сюда тяжелую технику. Впрочем, статуи на острове Пасхи, видимо, не легче.
Кстати, при попытке попасть поглубже к этому входу, дозиметр показал увеличение фона до шестидесяти микрорентген. Мы не стали продолжать рискованные исследования и предпочли покинуть это место. Может быть, сюда еще приедут экспедиции и одной загадкой станет меньше. На Чукотке много таких мест.
Остров Роутан встретил нас замечательной погодой и огромным количеством грибов и ягод: подберезовики (точнее, "надберезовики" - стелющиеся деревца не выглядывали из-под коричневых шляпок) среди ковров синей шикшы вперемежку с красной брусникой. Грибам Азии-38 нужно спеть отдельную оду. Они везде. Невозможно пройти и пяти метров по произвольному азимуту, чтобы не споткнуться об "надберезовик". Мы со Светланой вдвоем более трех часов нанизывали для сушки шляпки, которые она косила сама не более двадцати минут. Естественно, рацион из надоевших сухих супов тут же сменился жареными грибами и десертом из ягод.
После посадки на острове мы познакомились с местными рыбаками, угостивших нас свежепосоленным гольцом - неописуемо вкусным чукотским лососем. По этому поводу RW3DTB решил побаловать команду пивом, за которым было решено сгонять вертолет в Певек. Заодно прикупили свежего хлеба и прочих деликатесов. На материке за эту сумму можно было бы пить армянский коньяк всей командой недели две.
Мы разместились в одном из рыбацких домиков, в другом установили радио и возобновили работу. Один из "Акомов" накрылся еще перед отлетом с Шалаурова, поэтому, к большому сожалению, пришлось работать с одного места. Прохождение установилось вместе с погодой. Количество зовущих станций превосходило все мыслимые пределы.
Первыми записали в журнал AS-38:
16.08.2005 09:45 UT 14.010 JA5TNF
16.08.2005 09:46 UT 14.010 JA2DO
16.08.2005 09:47 UT 14.010 UA4CTE
16.08.2005 09:48 UT 14.010 JA7OXR/1
16.08.2005 09:48 UT 14.010 UA0BBA
16.08.2005 09:49 UT 14.010 UA3FD
Проход валил отовсюду. Но недолго. Спустя пару дней в небесной канцелярии повернули рубильник. Пошел снег с дождем, хорошо, хоть желающие успели еще в первые дни искупаться в Северном Ледовитом океане.
Поработали и в RDA-Сontest, проведя около шестисот связей. Всего к 21 августа позывной R0K/р был в эфире 109 часов, ионосфера бастовала целых 19 часов. Отсутствие второго рабочего места, естественно, сказалось на результате - было проведено только 6565 QSO.
Эпопею закрыла связь с SP3FAR 21 августа в 16:32 UT.
Всего с обоих островов командой было проведено 16427 связей со станциями ста двадцати четырех стран на всех континентах и восьмидесяти четырех регионов России. Новых позывных было около десяти тысяч.
Текущие новости оперативно отражались на собственном сайте - спасибо Олегу RA1AR, Андрею RZ3EM и Тиму RV6LFE. Просто умиляли некоторые записи на гостевой странице, типа:
>> Парни, всем привет! На 20 м отработал SSB и CW -- отлично идете на Кавказе! P.S. - медведей не обижайте! UA6ECU
>> UFB operating, spare yourself from the bears Zoli HA1AG
>> Огромное спасибо всем участникам экспедиции R0K!!! Удалось провести две связи (SSB и CW) - очень доволен! Отличный сигнал и прекрасная работа операторов! Так держать!!! RA6LMF
>> The crew did a good job - very good style to work the pile-ups. Ric, DL2VFR
>> Ufb operators with VERY GOOD EARS! Running here about 10 watts into indoors (!) dipole, congrats! Rene DK1QV
>> После часового вызова, дозвался-таки вас на 14.010! Неимоверно счастлив ЩСО! СПАСИБО! Очень жаль, что не могу вместе с вами покормить северных комаров... Andrew T6X (ex: RW3AH, UA0KCE)
Конечно, новая R0K прошла легче и значительно успешней. Другие технологии, больший опыт, чукотский август - не февраль. Но, как и двадцать лет назад, внезапно гас эфир, и ходил рядом отнюдь не плюшевый мишка. Пришлось и поволноваться и потрудиться. Однако рядом были влюбленные в радио друзья, привыкшие к напряженной работе, а на другом конце трассы ожидали терпеливые и доброжелательные люди.
Спасибо всем, кто сделал этот проект реальностью!
До новых встреч!
http://community.livejournal.com/rus_hamradio/173562.html#cutid1