О радиоприемнике "Победа" ходят легенды. Неудивительно, ведь после войны внести свой вклад в главное историческое достояние СССР желали многие конструкторы бытового радио. Которое, в отличие от военных и зачастую засекреченных разработок, пестрило вполне мирными именами: "Рекорд", "Салют", "Москвич", "Ленинградец"... Известен экземпляр "Победы", вероятнее всего изготовленный на Петропавловском радиозаводе. Предприятие, основанное на базе эвакуированного в года войны Александросвкого радиозавода, выпускало для нужд страны трансляционные приемники ТМ-7 и ТМ-8, а затем ПТС-47. Так вот, эта самая петропавловская "Победа" на 99 процентов являет собой серийный трансляционный ПТС-47. Отличный по параметрам аппарат, но по размаху вряд-ли соответствующий легенде. Да и более-менее точных сведений о разработчиках и объемах выпуска петропавлосвких "Побед" пока нет.
Еще ходили легенды о ЗИЛовской разработке. Вероятность выпуска "Победы" на заводе, где в последующие годы делали "Балтику" - принималась как факт. Поговаривали, что в Минске тоже что-то подобное конструировали, но это отдавало еще более дальними слухами. Пока не удалось, наконец, приобрести совершенно незнакомый по внешнему виду советский послевоенный аппарат. Его владельцем был прямой или смежный конструктор одного из предприятий Горького (Нижний Новгород).
Здесь, на заводе имени Ленина (ЗиЛ), ныне "НИТЕЛ" в годы войны выпускали авиационные коротковолновые приемники УС-П. А до войны конструктор завода Виктор Лапшин вместе с двумя коллегами привез из США радиоприемник RCA 810T4. Его попутчиков вскоре расстреляли, а сам Лапшин чудом остался жив. Эти данные мне предоставил нижегородский владелец RCA 810T4, но даже ему о 13-Н-1 ("Победе") на тот момент ничего не было известно. Следует обратить внимание на такую деталь: в Горьком заводов имени Ленина (ЗиЛ), выпускавших радиоаппаратуру, было аж три!!! Но ЗиЛ-НИТЕЛ, как возможная колыбель "Победы" - наиболее вероятностна. И воть почему.
В основе высокочастотной части 13-Н-1 использованы контура, фильтры, и даже механизм переключения диапазонов упомянутого самолетного радиоприемника. Который, как нам известно, выпускался на ЗиЛе. Конечно, все детали и узлы смонтировано в более свободном пространстве, но такой конструкторский "размах" никак не повлиял на параметры аппарата (он имеет довольно высокую чувствительность и избирательность, но это тема иного разговора). Это второй после некоторых экземпляров СВД-1 бытовой "супер", в котором частотный КВ-диапазон простирается от 2,5 до 18 мегагерц. Но зато внешне в сравнении с компактным самолетным радиоприемником 13-Н-1 представлеят помпезный тринадцатиламповый аппарат. В нем впервые в СССР использован межкаскадный трансформатор-фазоинвертер и "родной" динамик от культового германского радиоприемника Telefunken T-8001. Мощный двухтактный выход на лампах 6L6 с двумя 6с5 в предварительном усилении делают звук особенно четким и "бархатным". Способствует этому довольно внушительный, из толстого материала корпус. Который, как две капли воды, похож на корпус RCA 810T4!!!
Таким образом, 13-Н-1 есть симбиоз самого знаменитого довоенного "немца", качественного (до 5 микровольт по чувствительности на КВ) военного советского аппарата и - не последнего по тем временам "американца". Интересно, что монтаж элементов шасси 13-Н-1 больше напоминает "старую" американскую школу (как в СВД), хотя американец RCA 810T4 уже не совсем таков.
Впрочем, самое интересное ожидало впереди. Сын конструктора, передавший мне приемник, показывал трудовую книжку отца, проработавшего всю войну в Горьком, а в 1947 году переведенного в Казань. Сын отчетливо утверждал: отец называл приемик "Победа". Его сделали в Горьком в 1946 году. Таких, по его словам, было выпущено всего 9 штук. Для меня уже не было вопроса в том, что лежит в основе данного аппарата. Интересно, откуда название "Победа", которое даже после переделок сохранено на крышке проигрывателя и на шкале. И что предусматривали конструкторы, вставив в название номер модификации. Можно предположить, что этот экземпляр чересчур переделан (проигрыватель вставлен позже) а меня, мягко говоря, введи в заблуждение. Но по размерам этот аппарат выше "штатного" 13-Н-1 и, естественно - "американца" RCA 810T4. В нем богатая заводская окантовка, чего вообще нет в предшественниках. К сожалению, в данном экземпляре не доделано (не переделано, а именно не доделано) шкальное устройство. Это очень напоминает незавершенный экспериментальный вариант. Или неликвид, но не стопроцентный 13-Н-1 уж точно!
Прошло несколько дней, и известный коллекционер старого радио Дмитий Гурьянов обнаружил в своих запасниках точно такое же шасси, но в нем уже не 13, а 15 гнезд для ламп. К сожалению, так и не удалось уточнить, что в этих гнездах должно быть, ибо провода в "подвале" оторваны, накалы ламп не подведены, а схемы на эти усовершенствования нет. Вполне вероятно, гнезда предусмотрены для стабилизаторов, но почему они оба вблизи "нежных" предкаскадов УНЧ? Во всяком случае, одна лампа должна стабилизировать накал гетеродина, а потому по правилам должна находиться в другом месте. Правда, вблизи гетеродина с силовой стороны шасси (американская довоенная компоновка) свободного места почти нет. Как бы там ни было, вопросов прибавилось, и главный из них по модификации: может это уже 15-Н-1, или 13-Н-2... Я говорил еще с одним владельцем 13-Н-1, и человек сказал, что номер его приемника - 30, и номер этот - как обычно выбит! Ни в моем экземпляре, ни на шасси Дмитрия Гурьянова нет номера, и если б остались даже чернила - на одном из двух они бы проявились!
Так что же на самом деле представляет собой "Победа" ? И почему нигде, кроме опытного экземпляра, не засвидетельствовано это громкое и таинственное для историков радио название?