Время от времени в радиолюбительской среде вспыхивает тема: 'Телетайп - это хорошо или плохо?' Причем в основном идёт обмен отрицательными мнениями. Для таких мнений главный довод -
скучно, все делает компьютер автоматически. Далее, как правило, следует: 'Я подключил компьютер к трансиверу, провел 20 связей. Ну и что здесь хорошего? Настроился на станцию, компьютер всё прочитал. Нажал на клавишу, компьютер передал мою информацию. Ну очень все просто, что же здесь привлекательного?'. Или же, если речь идет о соревнованиях: 'Мы здесь с ребятами решили проверить, что же такое телетайпный контест. Поработали, параллельно попили пива, провели 400 связей. Ну и где же там спорт? Нажимай на кнопки и смотри на экран, а компьютер все за тебя сделает'.
Все правильно. В телетайпе сегодня главный инструмент - компьютер. Компьютер передаёт, компьютер принимает. Ну вот и всё... А вот со всем остальным позвольте поспорить.
Давайте представим себе заявление: 'Я вот тут решил поработать в CQ WW - контесте телефоном. Ну и что? Я ему передаю контрольный номер, он принимает. Он мне передает контрольный номер - я принимаю. Вот провел 100 связей. И где спорт? Охрип только...' Что, режет ухо? Так почему такое можно говорить о телетайпе, но нельзя о телефоне, телеграфе? Вернёмся к тому случаю, когда несколько ребят решили проверить, что такое телетайпный контест, и провели 400 связей. Ну да, провели, но при этом забыли, что победители этих соревнований провели по 3000 QSO !!!
Но уйдем от простых эмоций и немного коснёмся того, как проводятся связи телетайпом. Итак, мы согласились с тем, что компьютер и принимает, и передает. Но при этом давайте не будем забывать, что этот компьютер подключён не к телефонной сети, Интернету, а к трансиверу, трансивер - к антенне, а дальше - все тот же эфир ... Но ведь мы-то с вами радиолюбители и знаем, что такое эфир. Что это значит? А это значит, что, скажем, сообщение, отправленное по электронной почте через Интернет - это пакет информации, пропущенный через цепочку компьютеров, проводов, кабелей, и поступивший конечному адресату в исходном виде. Со всеми возможными картинками, звуками и прочим. Если же сообщение передаётся в эфир, то совершенно неизвестно, примет ли его кто-либо, и если да, то в каком виде?
Представим себе, начинаются телетайпные соревнования. Прохождение - прекрасное. Диапазон чист. Станций - масса. Начинаем работать. Работаем. На общий вызов - подходят станция за станцией с огромными уровнями, причем они подходят одна за одной, не мешая друг другу. Компьютер схватывает каждый сигнал без проблем, ваша передача проходит тоже "на ура". Компьютер помогает изо всех сил. Контестная программа сама анализирует принятый позывной и выделяет его на экране монитора тем или иным цветом в зависимости от того, была уже связь с этой станцией или нет. Здесь, кстати, уже возникает одна из специфических телетайпных проблем: связи проводятся очень быстро и легко, и бывшему телеграфисту так и хочется где-то что-то покрутить и увеличить скорость передачи, а крутить-то нечего - телетайп... Тех, кто не позвал сам, вы отрабатываете, ходя 'на поиск'. Все сигналы проходят очень громко и компьютер читает их без проблем. И вот вы отработали эти самые пресловутые 400 связей. А что дальше? Корреспонденты-то вроде бы закончились... Вы-то знаете, что хорошие контестмены в этих соревнованиях проводят по тысяче - две, а то и три связей... И вот здесь начинаются реалии.
Каковы же эти реалии? А таковы, что, то, что вы читали в предыдущем абзаце - это полуправда. Насчет прохождения и чистого диапазона все может быть именно так, но дальше ... Да, на ваш 'общий вызов' могут подходить станции с огромными уровнями. Но этих станций может быть больше одной, причем, гораздо больше одной. А компьютер - это просто машина, он декодирует (или пытается декодировать) всё, что в него поступает. А поступает мешанина из сигналов. Случается так, что вас вызывает три - пять станций, каждая из которых проходит на 599+20, а вы не можете ничего принять... Или вроде бы складывается какой-то позывной, но при этом его передают пять раз, и каждый раз он разный... Что делать? А делайте, что хотите, вы взялись работать в соревнованиях - вам и карты в руки. Приходится и угадывать, и просить повторить тот или иной префикс или суффикс, и пр., и пр.
Ладно, вы более-менее справились, отработали всех, кто подходил к вам на 'общий вызов'. Пора переходить 'на поиск'. Появляется следующая специфическая телетайпная проблема: все (подчеркиаем, ВСЕ) станции звучат одинаково... Это не телефон, где можно запомнить голоса, не телеграф, где есть скорость, специфическое звучание сигнала, почерк. Вы прошли по диапазону из конца в конец и отработали вроде бы всех, кто работал на 'общий вызов'. По идее, должны время от времени появляться новые станции, но... В телетайпе ВСЕ станции звучат одинаково! Чтобы пройти по диапазону и найти новых корреспондентов, вы должны прослушать (просмотреть, прочесть, называйте как угодно) каждую станцию, которая работает на диапазоне, пусть вы с ней и работали, и её позывной мелькал на вашем экране уже много раз, но выбора нет. Приходится прослушивать каждую станцию...
Легко сказать, каждую. Как и легко сказать, отработать всех, кто зовёт. Знаете ли вы ширину поддиапазонов для работы телетайпом и ширину телетайпного сигнала? А знаете ли вы количество участников телетайпных соревнований? Итак, полоса. В диапазоне 20 м это обычно 10 KHz, в крупных соревнованиях она может расшириться до 30 KHz. На 15 и 10 м - тоже, но расшириться она может до 40 KHz. А участников-то в хороших соревнованиях - примерно 2000. Где им всем разместиться? Вот-вот, в этих самых узких поддиапазонах. Представьте себе (это несложно), что при этом происходит. А как работать-то с ними? Соответственно, следующий нюанс телетайписта: необходимо иметь соответствующую аппаратуру. Ваш приёмник должен иметь узкополосные фильтры, минимум один, а то и два, с полосой пропускания в 350-300 Hz, а то и 250 Hz. Иначе вы никого и ничего не разберёте между станциями, проходящими на 599+20, а то и 599+40. К тому же ваш приёмник должен иметь соответствующую динамику, чтобы не запираться от такого уровня соседних сигналов. Если ваша аппаратура такого не позволяет, вы только и сможете отработать самые громкие станции и на этом закончить работу.
Идем дальше. Оказывается, не все станции проходят на 599+20. Бывают и станции, которые еле слышны. Вспомним, мы не в Интернете, а в живом эфире, где существует такая вещь, как прохождение радиоволн, и это прохождение бывает разным. Скажем так, одна станция может проходить на 599+20, а соседняя может быть еле слышна. Вас интересует станция со слабым сигналом. Что при этом происходит? Правильно, масса помех, невзирая на всевозможные фильтры. Вот и приходится 'выцарапывать' слабый сигнал из массы мощных помех, слушать эту станцию раз за разом, принимая позывной по частям. Особые чувства при этом возникают частенько после того, как выясняется, что станция, позывной которой пришлось выуживать добрых пять или десять минут (а под конец соревнований в поисках нового корреспондента это бывает частенько), давным-давно отработана... Помните, что в телетайпе все станции звучат одинаково?
Слабые станции бывают разными. Бывает просто слабый сигнал, пусть даже и при отсутствии помех. Чтобы принять его, приходится потрудиться. В ход идет и включение-выключение АРУ, и увеличение-уменьшение усиления по ПЧ, включение-выключение аттенюаторов или дополнительных УВЧ. Дело в том, что компьютер - это компьютер. Если сигнал слаб, то его звуковой карте может быть недостаточно того уровня сигнала, который поступает с приёмника и сигнал не будет декодироваться. Бывает и совсем наоборот, звуковая карта может перекачиваться входным сигналом, шумом эфира, сплеттерами от соседних станций. Опять-таки этот самый компьютер или не хочет ничего декодировать, или делает это с ошибками.
Есть и другие виды слабых сигналов, которые почти убийственны для телетайпа. В первую очередь это сигнал, проходящий через полярную шапку. Тот самый завораживающий 'DX-сигнал', который ласкает слух охотника за дальними связями телефоном или телеграфом, для телетайписта - это просто головная боль. Из-за накладывающихся на сигнал полярных модуляций он становится практически нечитаемым. Аналогичная ситуация возникает с сигналом, принимаемым через атмосферное рассеяние. Пример - станции, расположенные на расстоянии нескольких сотен километров, принимаемые на высокочастотных диапазонах, скажем, прибалтийские станции при их приёме в Беларуси в диапазоне 10 м. Звучат они очень похоже на трансполярные, хотя и имеются отличия. А результат - тот же, компьютер декодирует их очень неохотно. Приходится принимать их раз за разом, опять-таки принимая позывной и передаваемую информацию по частям. Невольно возникают ассоциации с другими видами модуляции. Такой сигнал, будь он, скажем, телеграфным, был бы давным-давно принят, а здесь он вроде бы и слышен, а принять его почти невозможно.
Постепенно мы подошли к очень важной идее: что же мы видим на экране компьютера при приёме телетайпного сигнала? Если вы никогда не видели то, как компьютер принимает телетайпный сигнал, и считаете, что это выглядит примерно так же, как вы читаете электронную почту или набираете текст в текстовом редакторе, то вы ошибаетесь. Принимая телетайпный сигнал, мы видим огромное количество 'мусора', т.е. бессистемно появляющихся один за другим символов - букв и цифр. Эти буквы и цифры появляются непрерывно, заполняя строку за строкой на экране. При декодировании телетайпного сигнала с помощью звуковой карты компьютера, а именно таким образом в основном и работают телетайпом в последние годы, чувствительность этой звуковой карты, естественно, выставляется на ту хрупкую грань, где заканчиваются внутренние шумы карты, но ещё не начинается её запирание. То есть, как видите, звуковая карта может начать детектировать уже свои собственные шумы. Пусть они и незначительны, но попытка декодировать их уже создает 'мусор'. Далее, при подключении звуковой карты к приёмнику на вход её попадает и полезный сигнал, и шумы, и помехи. Не стоит забывать о том, что компьютер правильно декодирует сигнал только тогда, когда приёмник настроен на частоту корреспондента с отклонением не более чем на единицы Герц. Если разница в частоте приёма и передачи больше этого отклонения, сигнал всё равно окажется в полосе пропускания приёмника и всё равно будет поступать на декодирование, но прочитать этот сигнал уже будет невозможно. Не будучи существом разумным, звуковая карта начинает декодировать все поступающие сигналы без разбора. Результат - опять-таки этот самый 'мусор', о котором мы уже упоминали. А выглядит он, напомним, как смесь букв и цифр. Как ни странно, из тех же букв и цифр состоят и позывные любительских станций, и передаваемая ими информация. Так что легко представить себе, как выглядит экран компьютера при приёме. А именно - это смесь полезной информации и 'мусора'. И вот теперь дело оператора - минимизировать количество мусора и максимально увеличить количество полезной информации. В действительности, как это ни странно, может быть, звучит, чистым экран компьютера, а чаще только отдельные строки могут быть только при приёме сильного сигнала в тот момент, когда станция передает символы пробелов или перевода строк. Короче говоря, чем сильнее принимаемые сигналы, тем чище экран. Чем слабее - тем больше мусора. Работа же оператора заключается в разгребании мусора и организации своего сигнала таким образом, чтобы минимизировать мусор на приёмной стороне.